И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н Ы Й    Ц Е Н Т Р    Г А З Е Т Ы    А Р М Я Н    Р О С С И И


Главная "Е Р К Р А М А С" Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSСуббота, 20.04.2024, 02:34
Меню сайта

Разделы новостей
РЕ-акция [15]
Диаспора [649]
Видео [21]
Армяне на госслужбе в регионах России [7]
Наши пресс-конференции [43]
Сбор подписей под Обращением против армяно-турецких протоколов [12]
МЫ ПРОТИВ ПРОТОКОЛОВ [116]

Current Position



Главная » 2009 » Июль » 7 » ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ?
ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ?
23:42
Если армяно-азербайджанский общественный диалог поможет сохранению хоть одной человеческой жизни, его непременно надо продолжать.
В минувшую пятницу нелегкий и сугубо официальный процесс армяно-азербайджанского политического диалога на уровне руководителей государств и глав внешнеполитических ведомств был, образно говоря, “разбавлен” акцией народной дипломатии с участием представителей общественности Армении, НКР и Азербайджана.
Речь идет о миротворческой инициативе послов Армении и Азербайджана в России Армена Смбатяна и Полада Бюль Бюль-оглы с участием специального представителя президента РФ по вопросам международного гуманитарного сотрудничества Михаила Швыдкого. Напомним, что ровно два года назад дипломаты организовали сенсационный по тем временам визит в Карабах, Ереван и Баку представителей армянской и азербайджанской интеллигенции, их встречи с президентами трех государств. Ныне эта инициатива получила долгожданное продолжение.
Ранним утром минувшей пятницы из аэропорта “Эребуни” в Степанакерт вылетел вертолет, на борту которого были посол Смбатян, депутаты Национального собрания Эрмине Нагдалян и Мхитар Мнацаканян, легендарный в прошлом футболист Эдуард Маркаров, политолог и общественный деятель Шушан Катламаджян, редактор газеты “Аравот” Арам Абрамян, директор музея Параджанова Завен Саркисян, директор агентства “Медиамакс” Ара Тадевосян и автор этих строк, обозреватель “Нового времени” Армен Ханбабян. Здесь наша группа встретилась с азербайджанской делегацией, которая перешла линию противостояния под Мардакертом, под бдительным присмотром полевых офицеров — наблюдателей ОБСЕ.
В карабахскую столицу с господами Швыдким и Бюль Бюль-оглы приехали депутаты Милли меджлиса Асим Моллазаде и Ровшан Рзаев, ректор азербайджанской консерватории Сиявуш Керими, общественный деятель Захид Аббасов, журналист и редактор Чингиз Исмаилов. В Степанакерте гостей встречала представительная делегация НКР, и скажем сразу, что в дальнейших передвижениях по региону посланцев доброй воли участвовала также врач, сотрудник карабахского минздрава Людмила Григорян.
Азербайджанцы могут обзывать Степанакерт “Ханкенди”, а НКР — “сепаратистским образованием”. Но факт состоит в том, что, когда в зал, где проходила карабахская часть миссии, вошел президент НКР Бако Саакян (“лидер сепаратистов”, как называет его пропаганда соседей), посланцы Баку встали. Разумеется, это деталь, но деталь значимая. Свидетельствующая о том, что пропаганда — пропагандой, а от реальности никуда не уйдешь.
Реальность же состоит в том — и это подчеркивалось во всех беседах, при всех встречах, — что армянам и азербайджанцам историей предопределено быть соседями. Как говорится, никто на Луну не улетит. Именно поэтому президент Бако Саакян подчеркнул, что любая инициатива, способствующая снижению напряженности, направленная на возрождение доверия между двумя народами, установление взаимного уважения — дело не просто востребованное, но “богоугодное”. Власти НКР со своей стороны готовы оказать свое содействие во всех аналогичных начинаниях.
“Конечно, не все хотят налаживания отношений и плодотворного диалога”, — признал Полад Бюль Бюль-оглы. Но “мы здесь, и это доказывает, что наши народы могут жить в мире, могут договариваться”. Как правильно строить диалог — в существующих условиях это отнюдь не второстепенный вопрос. Общее мнение свелось к тому, что следует говорить не о том, что нас разъединяет, а о том, что может объединить. В любом случае, подчеркнул Армен Смбатян, следует общаться и пытаться найти общий язык. Конечно, формат инициативы вовсе не политический и не посланцам доброй воли решать проблемы войны и мира. Цель — в меру сил помочь политическим лидерам идти по пути к миру и согласию. В конце концов, за пределами региона, например в той же России, говорил Михаил Швыдкой, армяне и азербайджанцы зачастую не только вполне спокойно и доброжелательно общаются, но, бывает, ведут совместный бизнес, поддерживают дружеские отношения. Никакого “отторжения на генетическом уровне” не наблюдается. Так почему же, живя бок о бок, они должны смотреть друг на друга только через прорезь прицела? Не потому ли, что по обе стороны границы уже выросли поколения, совершенно не знающие друг друга, поколения, рассматривающие соседа лишь как врага. Это неправильно. Российская сторона заинтересована, не стал скрывать спецпредставитель президента РФ, чтобы в нашем регионе народы относились друг к другу нормально. Для этого надо знать друг друга, и в этом основной смысл встреч на общественном уровне. И если у армян с азербайджанцами возникнут какие-либо совместные культурные, спортивные и им подобные проекты, то “мы, российская интеллигенция, готовы участвовать в них в любых форматах”.
Однако и совершенно без политики не обошлось. Когда говорилось, что президенты России, Армении и Азербайджана стали чаще встречаться, что ими была подписана известная прошлогодняя Майндорфская декларация и это внушает оптимизм в отношении будущего, Бако Саакян резонно заметил — при всем позитивном значении таких документов их значение не столь весомо без подписи “четвертого президента”.
С таким подходом спорить трудно, поскольку окончательное решение судьбы Карабаха никак не может происходить без участия самих карабахцев. В этой связи нельзя не отметить очень симптоматичный аспект во встрече участников миссии с президентом Сержем Саргсяном в Ереване. Руководитель нашей страны выразил уверенность, что всех их объединяют желание достичь мира, ощущение ответственности перед будущими поколениями. “Мы всегда придерживались того мнения, — подчеркнул президент, — что ответы на сложные вопросы, возможности их разрешения лежат в плоскости сотрудничества и диалога”. Серж Саргсян отметил, что нисколько не стремится политизировать ход беседы, но одновременно заявил: для разрешения проблемы необходимо понять ее суть. Почему так важен для Карабаха принцип самоопределения? Потому что в самостоятельности и независимости видят карабахцы возможность для своего безопасного развития. “Вы спросите — а разве это невозможно в составе Азербайджана? Что ж, может быть. Но такие вещи доказываются делами. Разве азербайджанской стороной сделано что-то в этом направлении? Разве азербайджанские бизнесмены производят инвестиции в экономику Карабаха? Разве власти Азербайджана ведут диалог с карабахцами, пытаются помочь им в решении насущных вопросов жизнедеятельности? Пока имеем примеры обратного свойства. И карабахцы справедливо опасаются повторения того, что однажды уже произошло в Нахичеване, где сегодня не осталось ни одного армянина”. Существующее сегодня положение “ни мира, ни войны” является неестественным и не должно продолжаться бесконечно, полагает Серж Саргсян. Это только тормозит развитие. Война исключена — она приведет к неисчислимым потерям, причем независимо от исхода ничего по сути дела не изменит — мы с азербайджанцами как были, так и останемся соседями. Да, мы не боимся войны, но не желаем ее. Война — это “окно возможностей” для авантюристов всякого пошиба и внешних сил, стремящихся реализовать в регионе собственные интересы. Поэтому столь важен идущий ныне на высшем уровне диалог, очередной раунд которого состоится в середине нынешнего месяца в Москве. Шаги к разрешению конфликта должны быть “очень продуманными” — такими, чтобы достигнутый мир был прочным и долговременным.
Вечерняя встреча с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в определенной степени контрастировала с предыдущими. Нет, конечно, азербайджанский лидер был доброжелателен и в высшей степени корректен. Настоящий джентльмен — говорю без всякой задней мысли. Прекрасные манеры, гладкая речь. Но содержание высказываний, на мой вкус, могло бы быть посущественней. Во-первых, г-н Алиев считает, что переговорный процесс ведется слишком медленно, поэтому прошедшие со времени последней аналогичной встречи два года он считает “упущенными”. То есть полагает, что в данном случае поспешность уместна. Но даже не в этом дело. Миссию доброй воли азербайджанский лидер искренне (мне во всяком случае так показалось) приветствовал. Заодно сообщил, что в переговорном процессе ныне “превалируют позитивные подходы”. (При этом попенял “силам, которые в переговорах не участвуют, но торпедировать их пытаются”. Намек более чем прозрачный.) Но при всем том сказал, что никакое сотрудничество (экономическое, культурное и пр.) между сторонами невозможно, пока в процессе урегулирования не будет зафиксирован “важный шаг”. После — да, будем сотрудничать, “мы же соседи”, но до этого — нет. Подумалось, что такой подход несколько странен. Ведь сотрудничество в данном случае не есть самоцель. На нынешнем этапе оно как раз и могло бы стать фактором, способствующим взаимному сближению позиций, лучшему узнаванию сторонами друг друга, нахождению общих подходов, поскольку все это есть результат взаимодействия. Собственно, подчеркнем еще раз, именно на это и нацелена “миссия послов”. Кроме того, азербайджанский руководитель вновь подчеркнул, что “не переступит черту”, не согласится с возможностью юридической независимости Нагорного Карабаха. Что ж, трудно было ожидать высказываний иного свойства. В конце концов, каждая сторона любого конфликта делает максимальные заявки — прекрасно понимая, что в итоге получит не максимум, а то, что возможно получить.
Обо всем увиденном и услышанном в пятницу написать нет никакой возможности — места не хватит. Поэтому под конец — несколько поверхностных личных впечатлений. Послы, конечно, молодцы, что выступили с подобной инициативой, общение необходимо и полезно, и если такая инициатива поможет сохранить хотя бы одну человеческую жизнь, она должна найти свое продолжение и развитие. Баку, где я в последний раз был в командировке 23 года назад, производит очень неплохое впечатление: город развивается, хорошеет, выглядит более современным и продвинутым, нежели в советские времена. “Нефтедоллары” работают. Народ разный — на улицах можно увидеть как симпатичных, открыто курящих девушек, так и строгих леди в глухих одеждах и головных платках. Нечто среднее между Стамбулом и Тегераном. Двадцать четыре часа на ногах без сна и отдыха (начали поездку утром, завершили под следующее утро) — это очень тяжело. Впору посочувствовать сопредседателям Минской группы ОБСЕ, для которых такие “броски по региону” — повседневность. Но нет сомнений, что все участники согласились бы так помучиться еще хоть сто, хоть тысячу раз, лишь бы на йоту приблизить мир. В понимании того, что приближается время собирать разбросанные камни, и завершился нынешний этап этой непростой миссии. Которая явно удалась — кто бы что ни говорил по этому поводу.

Армен
ХАНБАБЯН, «Новое время»
Просмотров: 830 | Добавил: yerkramas | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1 1646025  
0
Безусловно, сама идея и проведенная акция важна и полезна. Она институционализирует субъектность НКР, артикулирует гуманитарные подходы Арцаха и всего армянства. Спасибо участникам акции, А.Ханбабяну в частности. Конечно, каждая из сторон отрабатывает свои как бы бонусы - это понятно и ожидаемо. ААГ, Санкт-Петербург


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Форма входа

Календарь новостей
«  Июль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Друзья сайта
АРДВИН И АРДВИНЦЫ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024Хостинг от uCoz

"Здание Отчизны не может быть воздвигнуто на скале ненависти к другим народам. Да, это так, но до скончания веков армяне не должны простить туркам. Даже если это кровожадное племя, ограбившее и убившее половину нашего безоружного народа, в один прекрасный день превратится в горсть бесславного пепла, даже этот пепел надо призвать к суду, даже если это будет в Судный день".

Гарегин НЖДЕ