И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н Ы Й    Ц Е Н Т Р    Г А З Е Т Ы    А Р М Я Н    Р О С С И И


Главная "Е Р К Р А М А С" Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSСуббота, 27.04.2024, 03:01
Меню сайта

Разделы новостей
РЕ-акция [15]
Диаспора [649]
Видео [21]
Армяне на госслужбе в регионах России [7]
Наши пресс-конференции [43]
Сбор подписей под Обращением против армяно-турецких протоколов [12]
МЫ ПРОТИВ ПРОТОКОЛОВ [116]

Current Position



Главная » 2008 » Ноябрь » 20 » ГРЕТА МИРЗОЯН: «Я ОЧЕНЬ ГОРДА ТЕМ, ЧТО ЖИВУ В АРМЕНИИ»
ГРЕТА МИРЗОЯН: «Я ОЧЕНЬ ГОРДА ТЕМ, ЧТО ЖИВУ В АРМЕНИИ»
12:32
Наш собеседник - Грета Ервандовна Мирзоян, кандидат педагогических наук, доцент, председатель Армянской республиканской общественной организации «Зинвори майр». Родилась в Карабахе, в г. Степанакерте, в семье архитектора Ерванда Мосесовича Каспарова, пропавшего на фронте в 1941 году. Мать – Сафарова  Елена Михайловна, одна вырастила четырех детей: Гарика, Галину, Грету, Седу – все они получили образование, имеют хорошие, крепкие семьи.
 
- Грета Ервандовна, расскажите о Вас, о детстве, о семье, о детях.
- Мы все, дети войны, стремились скорее встать на ноги, чтобы помочь маме. Мама моя была великая труженица, работала в разных местах одновременно, чтобы суметь сохранить жизнь детей, дать им образование. Кажется, что она выполнила свой долг сполна. Когда про нас говорили – сироты, мне всегда было больно. Мама  так одарила нас своей теплотой, что мы были уверены, что она всегда все сможет сделать. Собственно говоря, вокруг нас было много таких детей, это было трудное, голодное, но сладкое и дорогое сердцу детство в родном и любимом городе Степанакерте.
 
- Вы окончили школу в Степанакерте, потом уехали учиться дальше?
- Да, я уехала в Баку. Школу я окончила на медаль, и  это давало право поступать в любой вуз без экзаменов. Знаете, тогда из Карабаха дорога учебы вела чаще в Баку, чем в Ереван. Ну, это понятно, ведь Баку был почти нашим городом, он был наполнен нами, построен, мы там были, жили, а потом был исход... Но я из Баку уехала рано – вышла замуж и переехала в Ереван. Мне тогда было всего 20 лет. Университет я закончила уже в Армении, получила диплом филолога – учителя русского языка и уже более 40 лет преподаю: в школе, потов в вузе. Я люблю свою работу, наверное потому, что получилось два в одном – люблю преподавать и люблю своих учеников.
Я очень горда тем, что живу в Армении, я предана моей Родине. И даже думаю, что если, не дай бог, что-нибудь будет, то я сама первая буду в рядах защитников родины, и снова с добровольцами буду на фронте.
Я много лет проработала в школе, потом долгие годы была ученым секретарем армянского пединститута им. Х.Абовяна, ученым секретарем специализированного Совета по защитам диссертаций. Я защитила диссертацию еще в 1987 году, тема ее была: «Воспитательный аспект русского языка в национальной аудитории». Я считаю, что человек, овладевший русским, читающий на этом удивительно богатом языке – преображается, т.к. велико влияние русской мысли и культуры русского народа на развитие личности. После этого я напечатала много научных статей, подготовила учебники и  пособия для студентов по русскому языку. Словом, это моя любимая работа.
Недавно на русском языке вышла моя книга (в соавторстве) «Армения Библейская» - об истории Армении и принятии Христианства в Армении. Книга была полезна не только студентам, но и простым читателям, в особенности, беженцам из Азербайджана.
 
- Как же получилось, что Вы, филолог - русист,  стали заниматься армией?
- 1988 год стал годом социального перелома не только в обществе, но и в наших мыслях и душах. Я жалею тех армян, которые не были в эти дни и годы в Армении, в Ереване, которые не знали этого духовного взлета и этой сплоченности. Куда все это уходит? Не знаю. Такого единения желала бы каждая нация. Началось Движение за независимость Карабаха, за отделение ее от Азербайджана, потому что Карабах – это армянство, это эпохально и вечно – армяне всегда там жили и были, и будут! – так мы все верили в это, а тем более те, кто сами из Карабаха, как я, например.
Как можно было остаться равнодушной. Я забросила все – я всегда  там, где решалась судьба Арцаха – это дорогое для нас слово!
 
- Но Вы не только участвовали, но в это время создали организацию, образовали пункты помощи. Кто Вам помогал?
- После того, как начались митинги, мы стали осознавать, что жить, как раньше, не сможем. После митингов, как следствие, в Советской Армии в разное время стали убивать армян-солдат, и только за 88-89 годы их число составило более ста человек. Мы, несколько женщин, собравшись вместе, требовали у Шапошникова наказать убийц... Мы ездили в разные города, восстанавливали, как нам казалось, справедливость. Мы еще не знали, что впереди – Сумгаит и резня. 28 февраля 1988 года, всего после восьми дней митингов на Театральной площади, пролилась кровь в одной из республик Советского Союза – в Азербайджане, где осуществилась резня и геноцид. В результате – боле  500 тысяч армян стали беженцами. Это поломанные судьбы, сгоревшие дома и зверски убитые целые семьи.
Потом, в декабре произошло разрушительное землетрясение. А вскоре Азербайджан начал войну против Карабаха, вводя туда советское вооружение против советских же людей . Героический армянский народ – ополченцы, армия и весь народ встали на защиту своего дома, своего очага.
В январе 1991 года в Ереван привезли с фронта первых раненых. Руководитель землячества «Арцах» обратился к нашей организации с просьбой помочь раненым в больницах, ухаживая за ранеными.
4-го февраля того же года я по республиканскому радио выступила с просьбой ко всем женщинам, которые способны, хотят и могут смотреть за больными, явиться в Арцах Комитет на улице Московской. На второй день пришли более тысячи женщин, готовых идти в больницы и стать санитарками, нянями. Такое сплочение народа, мотивированное национальной идеей, вряд ли могло быть случайностью – это было лицо нашей нации, наш менталитет.
Женщины сами организовались в группы по месту жительства, рядом с ближайшей больницей. В Ереване, да и во всей Армении уже был энергетический кризис, и надо было пешком доходить до больницы. Два года мы не выходили из больниц. Мне кажется, что общественная организация так и должна рождаться – в общем деле. Кто не был в это время в Армении, сегодня трудно ему рассказать всю трагическую ситуацию – голод, землетрясение, войну... Я думаю, что те, кто не покинули страну в тяжелейший период, должны пользоваться льготами, как блокадники, например, Ленинграда.
А на улице зима, в домах холод (это потом стали доставать печки, рубить дрова в лесах, садах, чтобы обогреться), но зима 92-го – была самая жестокая, много людей умирали от голода и холода.
И в это время на улицах наших городов и сел появились беспризорные дети, нищие, потерявшие родных. Их было так много, что невозможно было пройти мимо, а куда их взять, ведь в домах тоже холод и есть нечего.
Армянская пословица говорит: если перед тобой закрывается дверь, не тужи – откроется окно.
Вот это самое окно и открылось, когда мне позвонили из Ирана и сказали: «В Тегеране открывается выставка изделий ручной работы, с целью сбора средств на помощь детям-сиротам Боснии и Герцоговины. Ваша организация могла бы принять участие в этом мероприятии, невзирая на то, что помощь идет мусульманским детям?» Мой ответ был сразу же: «Какая разница, если надо помочь сиротам, то совершенно неважно, какого они вероисповедания». И я, вместе с  представителем из министерства иностранных дел поехала на эту выставку.  А надо сказать, что между нашими странами не было еще дипломатических отношений. А что везти туда для продажи?  Мы взяли из детского дома в Спитаке безделушки, сделанные руками детей-сирот.
Но надо было еще поехать, нет машины, нет бензина. Помогли военные, дали виллис и мы через понтонный мост, утопая в воде, перешли границу.
В Тегеране нас очень трогательно приняли, в выставочном  зале нам предоставили самый красивый павильон. Когда пришел оформитель, я ему подсказала, чтобы он рядом со словом Республика Армения написал слова: «От  сирот землетрясения».
Что началось у нашего ларька! Подходили люди – армяне, персы, мы и не знали кто, не покупали, а просто клали деньги и со слезами уходили. Я была обескуражена – такое нежное отношение к нашей стране! Выставка закрывалась, и контролеры отметили, что самая большая сумма собрана у нас. В конце дня меня приглашает к себе руководитель выставки – дочь министра иностранных дел – Ханума Ваязи, и говорит: «Госпожа Мирзоян, то, что вы уже приехали, для нас большая честь, мы решили всю сумму, собранную вами, оставить вам, чтобы вы отвезли это в Армению. Мы знаем, какая трудная жизнь у вас». Карабахская гордость подсказала мне ответ: «Мы, армяне, не привыкли отбирать у сирот. Все, что собрано, мы посылаем в Боснию и Герцоговину».
Можете представить, что началось там! При закрытии выставки, руководители сначала благодарили нас, говорили самые теплые слова в наш адрес и т.д.
Руководство Ирана, высоко оценив наш дружественный шаг, спросило: «Как нам ответить на это великодушное отношение к сиротам?». И я попросила: «Разрешите, пожалуйста, привезти в Тегеран, в армянские семьи, детей-беспризорников, сирот, которые в эту зиму  92-го, оставшись на улице, умрут».
Разрешение было дано сразу, с добавлением: «безвизовый въезд всех, кто приедет с вами». И мы, собрав по городам  и селам 209 детишек, вместе с воспитателями увезли в Тегеран.
На самом высоком уровне встретила нас диаспора. Бесконечная благодарность нашим соотечественникам.
Эти дети – спасенные судьбы. Они остались в Тегеране до 1 мая, потом мы нашли их родственников, и все вернулись домой.
Они вернулись, но навсегда связались с новыми семьями, которые до сих пор помогают им. Таков наш армянский менталитет, мы в разных странах, но мы вместе.
 
- А связь с этими детьми у вашей организации сохранилась?
- Конечно, и со всеми. Мы имеем прямую связь с ними. Во-первых, многие из них – дети наших погибших ребят, а с этими семьями у нас постоянные связи, а во-вторых, наши дети, уже зная нас, приходят к нам за помощью. В 1994 году для детей погибших и инвалидов мы открыли подготовительные курсы, где они овладевают  знаниями и поступают в вузы. Уже более 500 человек получили дипломы о высшем образовании, стали специалистами и работают. Это существенная помощь семьям.
 
- Эти курсы платные?
- Нет, конечно. Это бесплатные курсы для детей, а преподаватели, работающие на курсах, оплачиваются спонсорами из диаспоры в Америке. Вот вам еще один штрих к портрету нашего народа.
Основная наша работа – это защита прав призывников, солдат, членов их семей. С призывниками мы работаем еще задолго до призыва, проводим семинары в школах, напоминаем ребятам и их родителям заблаговременно позаботиться о здоровье, выяснить заболевание ребят задолго до призыва. Чаще всего бывают проблемы и с вопросами образования.
Солдатские матери республики прекрасно знают дорогу в наш офис, где они получают самые четкие ответы на вопросы и реальную помощь. Для них «Зинвори майр» - это родной дом.
По всей Армении стала настольной наша книга «Наш сын и национальная армия», которая включает в себя закон о призыве и список заболеваний. Она переиздавалась уже 5 раз и бесплатно распространяется  по всем районам страны.
 
- Мы видели эту книжку  и хотелось бы узнать, что подтолкнуло Вас к ее изданию.
- Дело в том, что список заболеваний, включенный в эту книгу, никогда ни один родитель не видел. А мы решили открыть его, чтобы призыв стал более прозрачным. Польза от этой книги настолько велика, что сами родители и их дети, вооружившись нашей книгой, смело входят в военкомат для решения своих проблем.
Для армии мы издали много книг, одни – как справочники, другие – по следам проведенного мониторинга. Нашей библиотекой пользуются родители, другие общественные организации, библиотеки города и т. д.
 
- Изменилась ли армия за последние годы?
- Вы знаете, этот вопрос мне задавали на протяжении всех последних лет. Я иногда смотрю старые газеты, где мой ответ звучал по-разному. Сначала, мы радовались, что наконец стало меньше дезертиров, потом говорили о том, что ребят стали хорошо кормить, одевать. Неуставные отношения постепенно стали отрицательно восприниматься и офицерами, и солдатами. Почти исчезло местничество – это когда ребята из разных городов настраивались против других, что влекло за собой насилие, драки, бывали пострадавшие, даже с летальным исходом.
Конечно, армия все-таки не бабушкины посиделки; в армии самое главное – дисциплина, порядок и военная подготовка. Сегодня в нашей армии строго поставлена субординация, каждый знает, к кому может обратиться с рапортом, с просьбой.
Естественно, за последние годы изменился и кадровый состав – в армию приходят уже офицеры из нашего военного института, из военных вузов России, Греции. Надо надеяться, что в недалеком будущем армянская национальная армия будет не только высоко боеспособной, как сейчас об этом говорят представители других стран, но станет самой образцовой, дисциплинированной и крепкой – для этого есть все основания, вытекающие из реального мироустройства.
 
- Я знаю, что сейчас ваша организация занимается проблемой миграции допризывников. В чем она заключается?
- Дело в том, что в период 1922-1995 гг. многие семьи уехали из страны. Дети подросли, пришло время получать паспорт, военный билет, но они не могут эти вопросы решать там, где проживают, вот мы и помогаем им всем, кто хочет вернуться отслужить, или же, если ему уже более 27 лет, восстановить свои документы. Работа большая, нужная, и нам кажется, что наши соотечественники, доверяя нам, свободно общаются с нами, в результате чего решаются их проблемы.
Напоследок я хочу выразить благодарность всем, кто сотрудничает с нами, помогая тем самым становлению любимой Армении. Особая наша благодарность газете «Еркрамас» и главному редактору Тиграну Тавадьяну за постоянную помощь в нашей работе.
 
Ефимия БЕДЖАНЯН, «Еркрамас»
Просмотров: 1302 | Добавил: yerkramas | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Форма входа

Календарь новостей
«  Ноябрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Друзья сайта
АРДВИН И АРДВИНЦЫ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024Хостинг от uCoz

"Здание Отчизны не может быть воздвигнуто на скале ненависти к другим народам. Да, это так, но до скончания веков армяне не должны простить туркам. Даже если это кровожадное племя, ограбившее и убившее половину нашего безоружного народа, в один прекрасный день превратится в горсть бесславного пепла, даже этот пепел надо призвать к суду, даже если это будет в Судный день".

Гарегин НЖДЕ