И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н Ы Й    Ц Е Н Т Р    Г А З Е Т Ы    А Р М Я Н    Р О С С И И


Главная "Е Р К Р А М А С" Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSВоскресенье, 24.11.2024, 08:19
Меню сайта

Разделы новостей
РЕ-акция [15]
Диаспора [649]
Видео [21]
Армяне на госслужбе в регионах России [7]
Наши пресс-конференции [43]
Сбор подписей под Обращением против армяно-турецких протоколов [12]
МЫ ПРОТИВ ПРОТОКОЛОВ [116]

Current Position



Главная » 2009 » Август » 29 » Картина – «вещдок»: расстрелянный пейзаж «Озеро Севан»
Картина – «вещдок»: расстрелянный пейзаж «Озеро Севан»
18:38
Этим летом исполнилось 10 лет со дня гибели художника автора картины «Озеро Севан». Все это время я, его сын, являюсь ответственным хранителем вещественного доказательства заказного убийства – расстрелянного пейзажа. Нагапетян К. Г. являлся одним из лидеров художников нонконформистов 70-80-х годов. Он участвовал в печально известной «Бульдозерной выставке» и выставке в Измайлово в 1974 г., а так же в ДК на ВДНХ в 1975 г. В 1976 г создал и являлся бессменным руководителем группы «20 московских художников» на Малой Грузинской 28. 25 июля 1999 году Корюн Нагапетян был убит неустановленным киллером в своей квартире мастерской в районе метро «Отрадное».
Следствие склоняется к выводу, что это было заказное преступление, связанное с общественно-политической и национально патриотической деятельностью художника. Пуля, смертельно ранившая художника, прошла навылет через его грудь и повредила холст, находящийся за спиной живописца. На холсте имеются следы пулевого отверстия и повреждения от осколков бетонной стены, на которой висела картина.
Озеро Севан является гордостью армянского народа, и художник в последние мгновения своей жизни будто бы  пытался защитить одну из немногих святынь оставшихся у армянского народа. Убийца до сих пор не найден, и картина официально является вещественным доказательством преступления.
В 2006 году в музее Современного искусства на Петровке проходила персональная выставка Нагапетяна К.Г., приуроченная к 80 - летию со дня рождения художника.
На выставке под названием «Расстрелянный пейзаж» было представлено около 20 работ, в том числе и вышеупомянутая картина. Полагаю, что это единственный в своем роде раритет, аналогов которого нет в мире изобразительного искусства. 
Корюн Нагапетян родился 16 марта 1926 года в Армении в селе Ацик Гюмрийской области и 25 июля 1999 года был убит в Рос­сии в Москве неизвестным киллером, выполнившим чей-то кровавый заказ.
В 1950 году будущий художник переехал из Армении в Москву и на­чал свою трудовую деятельность с традиционно армянской специаль­ности строителя, выбрав при этом наиболее творческую и «близкую» к живописи работу маляра в депо на железной дороге. Очень скоро добросовестного рабочего заметили и в 1952 году поручили ему серьез­ный правительственный заказ - реставрацию траурного поезда В. И. Ленина. Нагапетян блестяще справился с ответственным заданием, за что получил благодарность от политического руководства страны и да­же был представлен к государственной награде. Стремительно продвигалась и производственная карьера: через год Нагапетян уже работал мастером кузнечного цеха на заводе им. Лиха­чева. Вот тут и случилась, на первый взгляд, непоправимая беда - про­изводственная травма лишила его глаза, основного инструмента живописца. Казалось бы, мечты о карьере художника похоронены навсегда, но, несмотря на это, абитуриент невероятным образом прошел медкомиссию, блестяще сдал вступительные экзамены и обрел пра­во учиться в МВХПУ (бывшее Строгановское училище). Закончил «Строгановку», затем аспирантуру при ВНИИТЭ, получил второе выс­шее образование по специальности «Социология и философия» и начал свой долгий творческий путь к вершинам современного изоб­разительного искусства.
Первая попытка публичного показа работ нонконформиста Нагапетяна закончилась неудачей: выставка, открывшаяся в Беляеве 15 сен­тября 1974 года по инициативе коллекционера А. Глезера и 13 худож­ников во главе с О. Рабиным - основным лидером нонконформизма, в тот же день была разогнана при помощи бульдозеров, что вызвало широкий общественный резонанс не только в столице, но и далеко за ее пределами. Как позже рассказывал Нагапетян, именно знамени­тая «бульдозерная выставка» послужила толчком к становлению его как художника, а художника - как Гражданина. И именно с этой выс­тавки началось возрождение советского авангарда, или, как его на­зывали сами художники-нонконформисты, «Авангарда - 2».
Впрочем, вернемся в 1974 год. Через 2 недели после бульдозерного беспредела Моссовет, под давлением международной обществен­ности, вынужден был разрешить проведение официальной выставки нонконформистов. Определили место, время и дату: Измайловский парк, с 12 до 16 часов 29 сентября 1974 года. Организаторами «Второ­го осеннего показа живописи и графики» выступили О. Рабин, А. Гле­зер, Ю. Жарких. В выставке приняли участие 65 художников, которые представили на суд зрителей около 250 полотен. Немаловажная де­таль: посетители вернисажа (а их в общей сложности было 15 тысяч) могли заметить стоящие наготове водометы и дружинников в автобу­сах. Видимо, власти все-таки решили подстраховаться.
В адрес нонконформистов стали фабриковаться негативные публи­кации, порой носившие откровенно угрожающий характер. В рядах художников-авангардистов царили упаднические настроения. Одна­ко желающих участвовать в подобных выставках становилось все больше, и тогда живописцы вспомнили старый и довольно ориги­нальный способ заявить о себе и своем творчестве. В 1975 году на квартирах художников-авангардистов регулярно уст­раивался отборочный просмотр работ к предстоящей выставке на ВДНХ. Двери не закрывались допоздна, и любой желающий мог пос­мотреть импровизированную выставку. Нагапетян был одним из организаторов «сетевого вернисажа», активным его участником. Этот этап становления советского неформального искусства позже полу­чил название «Периода квартирных выставок».
С 9 по 26 февраля 1975 года на ВДНХ в павильоне «Пчеловодство» прошла официально разрешенная выставка из работ 20 художни­ков-авангардистов, которым власти милостиво разрешили показать свои работы общественности. Инициаторами показа на этот раз выс­тупили В. Немухин и Д. Плавинский.
Однако эта выставка не смогла вызвать особого резонанса в худо­жественной жизни столицы. В основном, из этих работ, а также из тех, что экспонировались на квартирных выставках, был отобран костяк коллекции, которой предстояло в том же году, но на этот раз в Доме культуры ВДНХ, наделать много шума в современном мире искусств.
Нагапетян в то время работал художником-конструктором в одном из павильонов ВДНХ и, видимо, поэтому оказался в составе членов инициативной группы, которая занималась отбором художественных произведений для выставки в ДК. К открытию выстав­ки в ДК ВДНХ 145 художников завезли 650 работ, из которых 522 бы­ли показаны. Выставка проходила с 20 по 30 сентября 1975 года. На Корюна Григорьевича была возложена обязанность по сохранению порядка во время проведения вернисажа. Спецслужбы в своих сводках и отчетах , по названию одной из его ра­бот - портрета Католикоса всех армян Васгена -1. окрестили актив­ного художника псевдонимом «Васген».


Геноцид 1915 г. Корюн Нагапетян.

В день открытия вернисажа километровая очередь выстроилась от главного входа ВДНХ до самого Дома культуры. Событие широко ос­вещалось в западных средствах массовой информации. Но открытие выставки затягивалось. Дело в том, что ночью сотрудниками спецс­лужб были изъяты наиболее одиозные работы, носившие, с точки зрения властей, антисоветский характер. Разразился скандал. Худож­ники выразили свой протест, перевернув картины лицом к стене. Тог­да после непродолжительных переговоров большая часть изъятых полотен была возвращена на место, и выставка, наконец, открылась.
В 1978 году инициатор первых выставок свободных художников О. Рабин эмигрирует на Запад, где его примут с восторгом и нарекут «Солженицыным в живописи», а день открытия «Бульдозерной выс­тавки» - 15 сентября - ЮНЕСКО назовет Всемирным Днем Свобод­ного Художника.
До этих событий большинство авангардистов перебивались случайными заработками или попросту были безработными. Их статус переменился 7 июня 1976 года, когда художникам позволили объединиться в секцию живописи при Московском объе­диненном комитете (ОК) профсоюза художников-графиков, кото­рый располагался на Малой Грузинской улице в доме 28. Предсе­дателем ОК в то время был некто В.Ащеулов, то ли комсомольский работник, то ли гэбэшник. Его правой рукой являлся Э.Дробицкий. Структура напоминала собой МОСХ. В ней были секции живописи, графики, плаката, фото и др. В секцию живописи и была принята основная масса участников двух выставок на ВДНХ. Таким образом власти решили проблему трудоустройства и надзора за инакомысля­щими живописцами.
Нагапетян был в числе первых членов секции живописи объеди­ненного комитета профсоюза художников-графиков. Работал над Уставом нового структурного подразделения, избирался в худсовет и местком, организовывал выставочные процессы.
Трудоустроенные живописцы начали готовиться к своей первой ак­ции - выставке секции живописи, которая работала с декабря 1977 по февраль 1978 года и вызвала острый интерес у москвичей и про­должала свою работу. Однако уже во время ее проведения стало по­нятно, что ввиду ограниченности выставочной площади, один ху­дожник не может показать более 1-2-х работ. Внутри секции посте­пенно зрело недовольство, возникали конфликты, и в связи с этим художники начали группироваться в небольшие коллективы. Осо­бенно выделялись творческие группы «20 московских художников», «Мир Живописи», группа «21 московский художник», «Мост», «18 московских художников». Наибольшей популярностью среди них пользовалась «Двадцатка», в первый состав которой вошли: С.Блезе, В.Глухов, Д.Гордеев, Т.Глытнева, В.Линицкий, А.Лепин, К.Нагапетян, В.Провоторов, В.Петров (ст.), В.Петров (мл.), Н.Румянцев, И.Снегур, М.Стерлигова, В.Савельев, Н.Смирнов, С.Симаков, В.Скобелев, В.Сазонов, А.Туманов, С.Шаров.
С 1978 по 1991 гг. состоялось 13 выставок «20-ти московских худож­ников». Слава «Двадцатки» гремела по всему СССР и далеко за его ру­бежами. Это была победа, триумф, международное признание. В 1986 г. англоязычная газета «ИнтернешнлГеральд Трибьюн» писала: «Десятки тысяч москвичей приходят посмотреть произведения ху­дожников, представителей андерграунда в Москве на Малой Грузи­нской, 28». Почти за полтора десятка лет существования художествен­ной группы, работы «Двадцатки» посмотрели более ста тысяч москви­чей и гостей столицы. В их числе был и В. Высоцкий, который, как из­вестно, проживал в этом же доме и всегда находил время посмотреть работы художников и познакомиться с их творцами поближе.
Несомненно, общепризнанным лидером «Двадцатки» являлся Нагапетян. Кстати, фамилия Нагапетян в переводе с армянского означа­ет «основатель, старейшина рода, родоначальник». Он успешно осу­ществлял связь и вел переговоры с администрацией Объединенного комитета, властями и сотрудниками органов правопорядка. В1990 году «Горком профсоюзов» возглавил Э. Дробицкий, и вско­ре организация была преобразована в Творческий союз художников России. Сейчас она располагается по адресу: Гоголевский бульвар, дом 10, в особняке бывшего Союза художников СССР.
Последняя объединенная выставка «Малая Грузинская 28», в кото­рой участвовала и «Двадцатка», состоялась в 1991 году, непосред­ственно перед распадом СССР в Выставочном зале «Манеж» и Конг­рессе США. Эта выставка по своей сути явилась заключительным ак­кордом в московском движении художников-нонконформистов.
С этого же времени заканчивается абстрактный период и в творчест­ве живописца Нагапетяна. Он снова обращается к реализму, к портрет­ной живописи. В этот период им создана целая галерея портретов древнеармянских деятелей культуры и цикл «Золотое кольцо России».
Наиболее характерной особенностью творчества Нагапетяна, кото­рым в общей сложности было создано около 400 живописных работ, являлось отсутствие в его полотнах откровенно красного цвета. Где мог, он старался обходиться без этого, с его точки зрения, «комму­нистического колера». Агрессивный цвет вызывал у мастера чувство неприязни и политического дискомфорта.
Являясь талантливым организатором и ярким представителем но­вого поколения художников, Нагапетян принимал активное участие в пропаганде советского авангарда первой волны и, несомненно, сыграл немаловажную роль в зарождении, развитии и становлении «Авангарда-2».
В последние годы своей жизни бывший нонконформист посте­пенно отдаляется от живописи и работает только над своей книгой «Вторжение Земли в Гелиосистему» (М.: КРОН-ПРЕСС, 1997. - 256 с. ISBN 5-232-00644-8. 52Р(03) - 97).
В этой книге Нагапетян предложил читателям новую концепцию про­исхождения Земли, зарегистрированную в Роспатенте как «Ноу-Хау». Уже после его гибели телевизионный канал «Культура» в тележурнале «Ноу-Хау» представил концепцию художника на суд зрителей.
Эта книга стала итогом его 20-летней творческой деятельности. В ней нашли отображения и область изобразительного искусства, и система взаимосвязи Земля - Человек - Космос, и шрифтовая куль­тура. О последней Нагапетян мог говорить часами, не повторяясь. Он считал, что в шрифт можно заложить информацию, найти в нем ис­целение и обрести чувство патриотизма. Художник мечтал, что 30 созданных им шрифтовых гарнитур когда-нибудь войдут во все компьютеры мира и смогут закодировать любую нацию на добро и прогресс путем изменения начертания букв.
Популярностью книга не пользовалась, и начинающему публицис­ту приходилось распространять плоды своей литературной деятель­ности среди земляков возле храма на Армянском кладбище. Каждую субботу и воскресенье художник-писатель был на своем рабочем месте напротив церкви. Нагапетян стал как бы достопримечатель­ностью Армянского кладбища, традиционно сложившегося места встреч соотечественников. Общаясь с Богом и прихожанами, он пы­тался при помощи своей книги донести до них и Всевышнего свои мироощущения, свое видение принципов устройства и происхожде­ния жизни на Земле, законы формирования древних языков и спосо­бов общения людей друг с другом.
Нагапетян никогда не афишировал своей религиозности. И только после его гибели выяснилось, что он был человеком глубоко верую­щим. Незадолго до смерти художник признавался в своем дневнике Всевышнему: «Господи, я люблю тебя больше всего на свете. Ты - цель и смысл моей жизни».
Удивительным образом Армянское кладбище вошло в жизнь Нагапетяна. В этом месте он начал свою беспокойную общественно-поли­тическую деятельность, и здесь же навсегда успокоилась его душа (художник похоронен на Армянском кладбище).
Нагапетян был одним из первых активистов, которые стояли у исто­ков процесса организации армянской диаспоры. В начале 60-х годов, в условиях всесилия тоталитарной системы, они тайно организовали армянское землячество в Москве. После начала карабахского движения и трагических событий в азербайджанском городе Сумгаит, на Ар­мянском кладбище возле церкви «Сурб Арутюн» стали проходить еже­недельные стихийные митинги московских армян с требованием удовлетворить просьбу карабахских земляков и привлечь к уголовной ответственности организаторов Сумгаитской трагедии. Среди митин­гующих Нагапетян выделялся блестящими ораторскими способностя­ми. 13 марта 1988 года он вместе со своими соратниками сформиро­вал из наиболее энергичных участников митингов первую серьезную организацию московских армян - Московский комитет «Карабах», явившийся своеобразным катализатором для активизации процессов образования множества мелких столичных армянских землячеств. В 2000 году А. Абрамян объединил эти разрозненные националь­ные организации в один мощный коллективный орган - «Союз ар­мян России».
Как это ни парадоксально звучит, но Армянское кладбище дало пу­тевку в политическую жизнь многим ныне известным лицам. В их числе - политики В. Жириновский, В. Новодворская, Ф. Шелов-Коведяев, которые оттачивали ораторское мастерство среди армянских могил, высказывая свою особую точку зрения на происходящие в стране события.
Нагапетян старался не пропускать публичных собраний на Армянс­ком кладбище и ежегодных пикетов, проводимых московскими ар­мянами возле посольства Турции. До конца своей жизни художник активно боролся за официальное признание геноцида армян Осма­нской (Турецкой) республикой. Но его политические симпатии не за­мыкались на узких национальных интересах. Художник выступал на многих митингах, захлестнувших в то время нашу страну, судьба Рос­сии была для него далеко не безразличной.
Неоднократные предложения баллотироваться в депутаты Верхов­ного Совета, а затем и в Думу, живописец упорно отклонял. Являясь по своему характеру лидером, он боялся потерять свою индивиду­альность среди массы новоиспеченных парламентариев, да и искус­ство он считал выше политики.
Всего один телефонный разговор с А.Д.Сахаровым, состоявшийся в конце декабря 1986 года, когда художник поздравил Андрея Дмит­риевича с возвращением из ссылки, заставил Нагапетяна переос­мыслить всю прожитую жизнь. Андрей Сахаров стал его кумиром. Портрет академика, как и портреты А.Солженицина, Б.Пастернака, были написаны художником еще в прежние, застойные годы и всег­да висели на своих местах. Их никто и никогда ни от кого не прятал.
Смешивая свои краски, художник хорошо понимал законы колеристики, но в жизни не мог терпеть полутеней, половинчатых реше­ний, компромиссов. Вероятно, и в день своей гибели живописец не смог найти компромисса с последним своим оппонентом-убийцей. Пистолет для него не был весомым аргументом. Одна из пуль, выпу­щенная убийцей, не только смертельно ранила художника, но и пов­редила его картину «Озеро Севан». Пейзаж был расположен за спи­ной автора. Пробив грудь живописца, кусок свинца на вылете повре­дил авторское полотно.
Озеро Севан является гордостью армянского народа, и художник в последние мгновения своей жизни будто бы пытался защитить одну из немногих оставшихся национальных святынь. Брызги крови обна­ружились и на картине с изображением древнего Московского Кремля. Кровавый след словно подчеркивал неразрывную связь ху­дожника с Россией, с Москвой, в которой он учился живописи, рабо­тал и прожил около 50 лет...
Многим проектам, задуманным Нагапетяном, теперь уже не сужде­но претвориться в жизнь, однако его путь не окончен на Армянском кладбище. Нагапетян продолжает жить в своей книге, в изобретениях, работающих на людей до сих пор, в российских пейзажах и в картинах, рассказывающих о красотах Армении, ее культуре, ее трагедии. 
       
Владимир Нагапетьян,
сын художника
Категория: Диаспора | Просмотров: 2807 | Добавил: yerkramas | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Форма входа

Календарь новостей
«  Август 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Друзья сайта
АРДВИН И АРДВИНЦЫ
Статистика

Онлайн всего: 57
Гостей: 57
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024Хостинг от uCoz

"Здание Отчизны не может быть воздвигнуто на скале ненависти к другим народам. Да, это так, но до скончания веков армяне не должны простить туркам. Даже если это кровожадное племя, ограбившее и убившее половину нашего безоружного народа, в один прекрасный день превратится в горсть бесславного пепла, даже этот пепел надо призвать к суду, даже если это будет в Судный день".

Гарегин НЖДЕ