И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н Ы Й    Ц Е Н Т Р    Г А З Е Т Ы    А Р М Я Н    Р О С С И И


Главная "Е Р К Р А М А С" Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSПятница, 26.04.2024, 04:05
Меню сайта

Разделы новостей
РЕ-акция [15]
Диаспора [649]
Видео [21]
Армяне на госслужбе в регионах России [7]
Наши пресс-конференции [43]
Сбор подписей под Обращением против армяно-турецких протоколов [12]
МЫ ПРОТИВ ПРОТОКОЛОВ [116]

Current Position



Главная » 2009 » Сентябрь » 2 » Активизация процесса нормализации армяно-турецких отношений обусловлена необходимостью и требованиями армянской стороны
Активизация процесса нормализации армяно-турецких отношений обусловлена необходимостью и требованиями армянской стороны
10:17
Эксклюзивное интервью директора Института Кавказа Александра Искандаряна информационному агентству «Новости-Армения»

- Что, на Ваш, взгляд послужило стимулом к заявлению о достижении договоренности о начале «внутриполитических консультаций», касающихся подписания «Протокола об установлении дипотношений» и «Протокола о развитии двусторонних отношений»?
– Это часть процесса, который начался не сегодня. И у этого процесса, как и почти у любого такого рода процесса, есть свойство, которое бывает и у велосипеда – он если не едет, то падает. То есть этот процесс должен был продолжаться, а для этого должны были происходить некие события. Если бы просто оставить этот процесс, и никаких событий не произошло бы, то риск того, что он обрушится или умрет, был велик. Соответственно, должно было что-то произойти.
Это общеполитическая рамка того, что произошло. Если же говорить о рамке конкретной, привязанной ко времени, то заявление господина Саргсяна (президент Армении – «Новости-Армения») было одним из стимулов. Однако не следует представлять это так, будто «заставили, вынудили, придавили», хотя элементы этого, конечно же, есть. То, что Армения требовала того, чтобы что-то произошло до середины октября – в этом, конечно же, были элементы давления, просто не надо это генерализировать.
Давление, которое было, оно оказывалось с разных сторон, и далеко не самой сильной была армянская сторона. И сам процесс является элементом давления. Кроме того, есть серьезные моторы изнутри Турции, которые этого хотят, Давутоглу (глава МИД Турции – «Новости-Армения»), например. То есть, тут разные компоненты, но, конечно, очень серьезными были, во-первых, необходимость что-то сделать, а также требование армянской стороной серьезных шагов. И поэтому это произошло.
 
- В этом контексте считаете ли Вы реальным подписание двустороннего протокола между Арменией и Турцией вообще и, в частности, в указанные сроки?
– Предполагается, видимо, что это будет парафировано 14 октября. Это, скорее всего, решено, иначе не было бы такого документа, как мне кажется. Дальше весь тайминг запускается с момента ратификации парламентами. Мне кажется, что если этот документ будет парафирован президентами, то после этого ратификация армянским парламентом, наверное, наступит. В армянском парламенте расклад такой, что, я думаю, это произойдет. Каков расклад в турецком парламенте, и какова там ситуация, я просто не знаю, но то, что теоретическая возможность договора есть, это мне понятно из документа.
На самом деле – это и есть дорожная карта, и она запускается ратификацией. Если ратификация будет запущена, опять-таки можно затягивать, находить какие-то причины, можно на что-то не соглашаться, что-то утрясать, но ликвидировать процесс уже не удается, потому что есть некий подписанный документ. Если процесс будет ликвидирован, а мы знаем дорожные карты, которые не дошло до своего завершения, это политика, и есть вероятность затягивания. Я не думаю, что она очень большая, я вижу волю с турецкой стороны тоже. Но теоретически такая возможность есть. То есть если будет подписан документ, Армения его ратифицирует, а Турция – нет, то это для Турции будет не очень хорошо, и зачем на это идти – не очень понятно.
Я считаю подписание этого протокола очень реальным, но не абсолютным. Очень вероятно, что это произойдет, и что дальнейший путь будет более или менее гладким.
 
- Последует ли вслед за этим открытие границы уже в этом году, особенно, с учетом заявления главы турецкого МИД Ахмета Давутоглу о том, что Турция на нынешнем этапе не планирует открытие границы с Арменией?
–Заявления Давутоглу – это заявления дипломата, более того, дипломата высокого уровня. Не надо требовать от дипломатов, чтобы они выступали в роли пророка Моисея и изрекали исключительно абсолютные истины и при этом были честны перед, господом, собой народом и миром. Господин Давутоглу делает взаимопротиворечащие заявления, потому что ему приходится работать на разных полях. У него есть американское, европейское, армянское, азербайджанское поля, и у него есть поле турецкое. В некоторых из этих полей существует очень разное отношение к тому процессу. И министр Давутоглу должен соответствовать этим разным полям, поэтому эти заявления выглядят взаимопротиворечащими. Это нормальная дипломатическая логика. Политик, который вдруг начинает говорить исключительно то, что он думает, он очень скоро должен перестать быть политиком.
Очень похоже, что процесс открытия границы будет запущен. Я был в этом вопросе менее оптимистичен, чем как он вроде происходит, я вообще стараюсь осторожничать, потому что понимаю, что подводных камней у этого процесса огромное количество, и любой из них может сработать на то, что процесс будет затягиваться. Но в общем течение, которое двигает этот процесс, тоже достаточно серьезное. И то, что произошло вчера – тому подтверждение. Поэтому вероятность этому есть, и она не маленькая.

- Продолжит ли Турция выдвигать предусловия для установления дипотношений с Арменией, в частности, вопрос карабахского урегулирования?
– Этого нет в документе.
 
- А означает ли это, что этот вопрос не будет обсуждаться?
– Этот вопрос будет обсуждаться в Турции и, тем более, в Армении. Однако документ есть свидетельство того, что карабахский вопрос от вопроса армяно-турецких отношений отделен. Сейчас об этом четко сказано, в документе нет слов «Азербайджан» или «Карабах». А насчет заявлений по этому вопросу Давутоглу – ему надо работать, в том числе, и на азербайджанский политический рынок. У него нет иного выхода.
 
- Продолжит ли Армения вести политику международного признания Геноцида армян?
– Да, конечно, одно с другим не связано. Ее остановить в принципе невозможно, даже если Армения захочет это сделать. Политика признания Геноцида армян существовала еще тогда, когда Республики Армении еще не было как таковой. Поэтому этот процесс нельзя остановить, это будет продолжаться – поезд пошел и его не остановить.
 
- Считаете ли Вы, что оговоренное в протоколе создание в рамках межправкомиссии многочисленных подкомиссий призвано оправдать существование одной из них – по историческим вопросам?
– Это попытка спасти лицо туркам. Конечно же, в Турции будут размахивать этим единственным пунктом, говорить, что есть такая комиссия. В Армении власти будут говорить, что там есть много пунктов, и это один из них, в котором, кстати, никакого Геноцида не упоминается. Оппозиция будет обвинять, что именно этим пунктом Армения что-то сдает. А в реальности – это способ спасти туркам свое лицо, сделать возможным открытие границ и нормализацию дипотношений.
Просмотров: 534 | Добавил: yerkramas | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Форма входа

Календарь новостей
«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Друзья сайта
АРДВИН И АРДВИНЦЫ
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024Хостинг от uCoz

"Здание Отчизны не может быть воздвигнуто на скале ненависти к другим народам. Да, это так, но до скончания веков армяне не должны простить туркам. Даже если это кровожадное племя, ограбившее и убившее половину нашего безоружного народа, в один прекрасный день превратится в горсть бесславного пепла, даже этот пепел надо призвать к суду, даже если это будет в Судный день".

Гарегин НЖДЕ