И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н Ы Й    Ц Е Н Т Р    Г А З Е Т Ы    А Р М Я Н    Р О С С И И


Главная "Е Р К Р А М А С" Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSЧетверг, 21.11.2024, 21:23
Меню сайта

Разделы новостей
РЕ-акция [15]
Диаспора [649]
Видео [21]
Армяне на госслужбе в регионах России [7]
Наши пресс-конференции [43]
Сбор подписей под Обращением против армяно-турецких протоколов [12]
МЫ ПРОТИВ ПРОТОКОЛОВ [116]

Current Position



Главная » 2009 » Декабрь » 1 » Две странички из жизни Ивана Баграмяна
Две странички из жизни Ивана Баграмяна
11:58
Жизнь выдающихся людей, не говоря уже о великих, всегда вызывает особый интерес у современников и потомков. Кроме главного дела их жизни остаются штрихи биографии, поступки, слова.
Маршал Советского Союза Иван Христофорович Баграмян родился 2 декабря 1897г. Так что в нынешнем году дата некруглая. Но любая деталь из биографии дважды Героя Советского Союза, кавалера 7 орденов Ленина и многих других советских и иностранных орденов заслуживает внимания. Сегодня читателю предлагаются два небольших эпизода из биографии маршала.
 
Мой отец спас жизнь будущего маршала
Зовут меня Киров Оганесович КУШКЯН. Имя дали в честь С.М.Кирова, погибшего в год моего рождения. По профессии я летчик, командир авиалайнера ТУ-154. Летал до 1996 года, бывал в разных переделках за 44 года полетов. Теперь на пенсии. Но не обо мне речь. Хотелось бы сказать несколько слов об отце – Ованесе Кушкяне - и о его встрече с другим Ованесом – Баграмяном.
Корни нашего рода из Сасуна, восходят к Серобу, который, спасаясь от турецких погромов, бежал в Восточную Армению, поселился на плоскогорье Ширака в селе Паник. Он стал родоначальником фамилии Кушкян. Отец мой Ованес Серобович был землепашцем, в годы Первой мировой войны его призвали в армию. Боевое крещение он получил под городом Ржевом, потом – ранение, лечение в госпитале и направление на Турецкий фронт.
Туда же после окончания юнкерского училища в 1916 году направили командиром взвода Ованеса Баграмяна. Русская армия вела успешные наступательные бои. Во время очередной передышки стороны укрепляли временные позиции. Кушкян, увидев, что турки собираются обстрелять посты русских, предупредил Баграмяна, стоявшего на земляном валу. Тот сказал, что закрепит последний камень и спустится в окоп. Началась стрельба. Кушкян не мешкая потянул вниз за ноги командира взвода, стащил в окоп и прикрыл своим телом. Начали рваться снаряды. Обоих Ованесов засыпало землей, но осколки снарядов миновали их. После обстрела Баграмян сказал бойцу, что оформит необходимые наградные документы для представления его к Георгиевскому кресту за спасение жизни командира...
Потом война разбросала фронтовиков. Но они оба тем не менее приняли участие в Сардарапатской битве. В советское время Кушкян служил в милиции, потом стал первым председателем колхоза в родном селе, заложил сад, который до сих пор служит людям. С Баграмяном они больше не виделись.
Мне как-то довелось встретиться с Иваном Христофоровичем в 1966 году в Баку. Я показал фото отца. Он сразу вспомнил давний эпизод, сказав: "Я его тогда представил к Георгию... Но, видимо, революция помешала..."
 
Сопровождая маршала
Мне посчастливилось быть земляком Баграмяна, и учился я, Владимир СТЕПАНЯН, в той же школе в Кировабаде, которую когда-то окончил Иван Христофорович.
В 1971 году, когда я был секретарем Кировабадского горкома партии, Баграмян приехал погостить, и мне было поручено сопровождать его в поездках по городу и району. Первым долгом маршал поклонился могиле отца, где на черном мраморе было начертано: "Дорогому отцу от вечно благодарного сына". Несмотря на искренние протесты служителя кладбища, маршал силком вручил ему деньги за уход за могилой.
Потом в новой хлебопекарне маршала угостили свежеиспеченным хлебом с чаем. Директор попросил Баграмяна сделать запись в книге почетных гостей. Жаль, что я не переписал ее или не сфотографировал для истории. Помню лишь, что маршал подчеркнул: хлеб на Кавказе – это не только еда, но и символ дружбы.
Он посетил родную школу, библиотеку, расспрашивал, каковы взаимоотношения армян и азербайджанцев, высказал озабоченность, что армян в Кировабаде становится все меньше.
Конечно, маршал не оставил без внимания воинскую часть, особо поинтересовался бытовыми условиями солдат, пообедал с ними в столовой. После части мы заехали в локомотивное депо, где работал отец маршала. Там его ждал сюрприз. Старый рабочий рассказал об отце Баграмяна, своем наставнике мастере Хачатуре, и чувствовалось, как дороги эти слова сыну...
Еще запомнилась такая деталь. Перед отъездом Баграмян побывал на ковровом комбинате, и после этого, уже в кабинете первого секретаря горкома, руководство города преподнесло ему в подарок ковер. После небольшой паузы Баграмян сказал буквально следующее:
- Друзья, спасибо за прием, но скажите честно, этот ковер привезли со склада комбината? Если да, то очень прошу, отвезите обратно. Я буду себя неловко чувствовать...
Мы принялись дружно убеждать его, что ковер действительно куплен в магазине. Кстати, до этого мы дарили ковры разным деятелям государства, представителям искусства и литературы. Но ни один из них не задавал подобных вопросов.
Иван Христофорович был человеком иного калибра, иных нравственных качеств. Мое, хотя и краткое, общение с ним убедило меня в высокой степени интеллигентности маршала, не частом у военных качестве. А его высокая образованность, человеколюбие и теплота стали уроками на всю жизнь.
 
Автор А.ТОВМАСЯН, «Голос Армении»
Просмотров: 991 | Добавил: yerkramas | Рейтинг: 4.0/2 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Форма входа

Календарь новостей
«  Декабрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Друзья сайта
АРДВИН И АРДВИНЦЫ
Статистика

Онлайн всего: 136
Гостей: 136
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024Хостинг от uCoz

"Здание Отчизны не может быть воздвигнуто на скале ненависти к другим народам. Да, это так, но до скончания веков армяне не должны простить туркам. Даже если это кровожадное племя, ограбившее и убившее половину нашего безоружного народа, в один прекрасный день превратится в горсть бесславного пепла, даже этот пепел надо призвать к суду, даже если это будет в Судный день".

Гарегин НЖДЕ