И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н Ы Й    Ц Е Н Т Р    Г А З Е Т Ы    А Р М Я Н    Р О С С И И


Главная "Е Р К Р А М А С" Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSСреда, 18.12.2024, 07:21
Меню сайта

Разделы новостей
РЕ-акция [15]
Диаспора [649]
Видео [21]
Армяне на госслужбе в регионах России [7]
Наши пресс-конференции [43]
Сбор подписей под Обращением против армяно-турецких протоколов [12]
МЫ ПРОТИВ ПРОТОКОЛОВ [116]

Current Position



Главная » 2009 » Сентябрь » 28 » Политика Турции прогнозируема
Политика Турции прогнозируема
19:43
"Армении необходимо поднять вопрос своего членства в Евросоюзе раньше, чем завершатся переговоры о вступлении Турции в ЕС", - заявил в интервью "ГА" председатель общественной организации "Европейская интеграция" Карен БЕКАРЯН.
 
- Г-н Бекарян, нынешний этап процесса налаживания армяно-турецких отношений вызывает неоднозначную реакцию в обществе. Одни выступают против нормализации армяно-турецких отношений вообще и парафированных Протоколов в частности, другие, наоборот, поддерживают подобные шаги. Причем каждая из сторон приводит вполне убедительные доводы в пользу своей позиции. Так в чем же, на ваш взгляд, все-таки плюсы и минусы как самих документов, так и процесса нормализации армяно-турецких отношений?
- Не думаю, что можно считать естественными закрытую границу и отсутствие отношений между Арменией и Турцией. Но сразу же отмечу, что из этого отнюдь не следует, что нужно все забыть, простить и т. д. Наша проблема в том, что мы пытаемся противопоставить эти два подхода. Естественно, речи о прекращении или замедлении процесса международного признания Геноцида быть не может. Сегодня часть общественности Турции даже не знает о событиях прошлого века. Следовательно, если ты хочешь донести проблему до них, надо вести диалог. Или другой момент. Разумеется, исходя из горького исторического опыта, существует очевидный вопрос нашего недоверия к Турции. Но, с другой стороны, сколько можно переадресовывать проблему следующим поколениям? Когда-нибудь должен же начаться процесс. Очень важно понять, что начало процесса нормализации армяно-турецких отношений, отнюдь не означает, что мы ради каких-то экономических преимуществ забываем о своих проблемах. Нет, проблема находится в другой плоскости. Мы идем по пути диалога, с тем чтобы поднять проблему, и ожидаем определенных результатов.
 
- Но ведь Турция сама пытается создать связь между этим самым диалогом и нашей исторической памятью, пытаясь навязать нам отказ от вопроса Геноцида взамен на нормализацию отношений. И в этом плане негативная реакция нашей общественности вполне объяснима.
- Отношение общественности, эта атмосфера недоверия более чем объективны. Сегодня никто не опровергает тот факт, что столько лет Турция ведет политику отрицания Геноцида. Более того, в период независимой Армении Турция всегда пыталась, оказывая на нас давление, заставить Армению идти на такие шаги, которые противоречат нашим государственным и национальным интересам. Это та самая политика предусловий. Но есть существенный вопрос, о котором наша общественность время от времени забывает. В каком случае ты можешь эффективнее отстаивать свои интересы? В ситуации, когда сам являешься стороной переговоров или когда решение своих проблем ты делегируешь какой-то другой стороне? Во втором случае ты становишься просто жертвой в большой геополитической игре. Мы хорошо знаем из истории, что происходило, когда улучшались российско-турецкие отношения и Армения не была стороной переговоров. И сейчас эта опасность есть.
До чего мы дожили? Та же Грузия считает, что, будучи единственным путем связи Армении с внешним миром, может позволять себе говорить с нами в определенном тоне, учитывающем нашу зависимость от нее. Разве это нормально? Так или иначе, я считаю гораздо более приемлемым, чтобы Армения сама выступала в качестве стороны переговоров, сама поднимала свои вопросы, нежели чтобы это делали другие. Даже самые ближайшие союзники.
 
- А разве нынешний процесс нормализации армяно-турецких отношений не навязан извне, не является результатом внешнего вмешательства?
- Я считаю, что это не навязывание. Здесь скорее есть определенный элемент внешнего вмешательства, призыв к сторонам, возможно, даже применение определенных рычагов воздействия. Но я убежден, что такое давление больше оказывается на Турцию, нежели на Армению. Тем не менее только вмешательством внешних сил нынешнего результата достичь было бы невозможно. Я думаю, что наряду с таким давлением есть еще и политическая воля сторон. А это значит, что ключи решения проблемы все-таки в руках сторон переговоров.
 
- То, что процесс содержит риски для Армении, не отрицают и сторонники нормализации армяно-турецких отношений. Что, на ваш взгляд, должно беспокоить армянскую сторону?
- Естественно, риски есть. С одной стороны, для меня неприемлем такой подход, что наши шаги по пути нормализации армяно-турецких отношений являются предательством национальных интересов. С другой стороны, для меня столь же неприемлемы заявления о том, что мы одержали победу. Это – две радикальные позиции, в которых я не вижу конструктивности. Дело в том, что если начинают формироваться отношения, неверно искать победителей и проигравших. Надо осознать, что в этом вопросе вероятны сочетания интересов, а не их столкновение. Тем не менее действительно для нас есть определенные вызовы.
Да, действительно, в парафированных Протоколах нет упоминаний Карабаха. Но разве есть гарантии, что Турция не попытается разыграть карабахский вопрос в дальнейшем? Да, данный документ не дает оснований для этого, но мы не можем считать, что Турция таких попыток делать не будет. Это к документу не имеет отношения, но относится к вызовам, вытекающим из процесса нормализации армяно-турецких отношений.
Между тем есть способы борьбы с этим вызовом. Например, Национальное Собрание Армении параллельно ратификации Протоколов может принять заявление, в котором будет четко сказано, что для Армении неприемлемы какое-либо вмешательство, политические спекуляции по вопросу Карабаха и что в случае подобных шагов Армения может пойти на отзыв нашей подписи под документами.
Другой вопрос. Очевидно, что под вывеской исторической подкомиссии по формированию доверия Турция попытается вести процесс к отказу от признания Геноцида. Но ничего не говорит о том, что эти попытки увенчаются успехом. Конечно, если не будем работать, то Турции это удастся. Но надо работать.
Следующая проблема. Есть вероятность того, что ратификацию Протоколов Турция будет затягивать. Но с этим тоже мы можем бороться. У нас есть закон о ратификации международных договоров. Кто мешает сегодня провести инспекцию этого закона, внести соответствующие изменения в закон и создать возможность для того, чтобы в случае, если в установленные сроки документ не подписывается другой стороной, Армения получает право отзыва свой подписи. Это даст возможность адекватного ответа на затягивание процесса со стороны Турции.
 
- Да, всем этим вызовам можно противостоять. Но достаточно ли у нас сегодня ресурсов для этого? Речь не столько о материальных, сколько об интеллектуальных. К примеру, есть мнение, что наша дипломатия сегодня не обладает потенциалом, позволяющим ей полноценно отстаивать нашу позицию в процессе нормализации армяно-турецких отношений, что она слаба.
- Тогда у меня другой вопрос: а когда наша дипломатия будет готова отражать серьезные вызовы? Что, мы собираемся изолировать себя от внешнего мира и ждать, пока наша дипломатия наберется сил? Кроме того, те, кто сегодня выступает против армяно-турецкого процесса, говоря о слабости нашей дипломатии, в то же время подчеркивают, что у Армении есть территориальные требования к Турции. А разве для этого у нас достаточно сил и ресурсов, мы готовы поднять территориальный вопрос? Вообще я считаю, что подобные двойные стандарты время от времени становятся опасными для страны.
Кстати, о двойных стандартах. Долгие годы мы перед мировым сообществом ставили вопрос о том, что Турция осуществляет блокаду Армении и это является враждебным шагом по отношению к нам. Мир нам верил. Теперь же мы сомневаемся в том, нужно ли открывать границу. В глазах мирового сообщества мы начинаем выглядеть шизофрениками. Выходит, что столько лет мы обманывали весь мир?
Другой нюанс. Сегодня обсуждается вопрос недопустимости признания территориальной целостности Турции с нашей стороны. Но когда мы стали членом ООН, ОБСЕ, СЕ, ОЧЭС, мы, естественно, признали территориальную целостность Турции. Тогда в связи с этим шума не было. Теперь вдруг выясняется, что для нас категорически неприемлемо признание территориальной целосности Турции в нынешних границах. Это абсурд, который нам уже кажется нормальным. Но в глазах международного сообщества он остается абсурдом.
 
- Если Турция прекратит процесс, как отреагирует международное сообщество на это? В этом случае у мира не будет упреков в адрес Армении?
- Я думаю, что в тот момент, когда Турция сорвет этот процесс, начнется, так сказать, парад признания Геноцида по всему миру - как ответ на обман мирового сообщества со стороны Анкары.

- Одним из факторов, заставляющих Анкару пойти на диалог с Ереваном, как известно, является стремление Турции стать полноправным членом Европейского Союза. Настолько ли велико это желание, чтобы заставить Анкару идти на шаги, обижающие Баку?
- На самом деле политика, осуществляемая Турцией, в каком-то смысле прогнозируема. По трем вопросам у Турции есть серьезные проблемы с Европейским Союзом. Это – кипрский, курдский, армянский вопросы. Каждая из этих проблем со своей спецификой очень болезненна для Турции. И здесь Турция поступает так: когда по одному из этих трех вопросов она не находит решения, начинает выдвигать на первый план другой вопрос, пытаясь представить европейцам некий прогресс. Потом, как только по этой проблеме ситуация начинает казаться туркам опасной, они выдвигают на первый план следующий вопрос, в других же инициируют некую паузу.
Теперь о реакции Европы на армяно-турецкий процесс. Учитывая то, что Турция за счет этого процесса зарабатывает серьезные дивиденды в глазах Европы, Армения тоже должна добиться каких-то выгод для себя. Например, они могут быть в виде определенных гарантий, предполагающих, что, если переговоры Турции относительно вступления в Евросоюз реально подойдут к концу, Армения должна знать, что Европа параллельно начнет переговоры с Арменией относительно ее вступления в Евросоюз. Это необходимо для того, чтобы Турция, получив дивиденды от процесса армяно-турецкого диалога, завтра не воспользовалась правом вето при вероятном членстве Армении в ЕС. То есть Армения сегодня с европейскими структурами должна вести очень активную политику, результатом которой может быть следующее: вопрос вероятного членства Армении в Евросоюзе не должен решиться позже решения по Турции.
Но хотелось бы отметить, что здесь есть не только европейский, но и американский фактор. И этот фактор заключается в следующем: Америке нужно, чтобы в нашем регионе были открытые границы, что позволит пожинать плоды глобализации. Кроме того, для Америки есть еще такой интерес. Чем меньше конфликтов в регионе, тем меньше в регионе российское влияние. Есть в данном вопросе и российский интерес, который, кстати, объединяет Россию и Турцию. Обе они не желают видеть в регионе других игроков. Турции выгоднее быть авангардом НАТО в регионе, нежели допускать непосредственное участие Вашингтона в решении региональных проблем. Кстати, учитывая это обстоятельство, я уверен, что Турция – одна из стран, которая категорически против членства в НАТО Грузии. Просто Анкара об этом предпочитает молчать. Посему Армении, пожалуй, необходимо попытаться воспользоваться сложившейся ситуацией. И не факт, что, если сегодня мы не используем эти возможности, завтра окажемся в более выгодном положении. Сомневаюсь.
 
Ара МЕЛИКСЕТЯН, «Голос Армении»
Просмотров: 824 | Добавил: yerkramas | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Форма входа

Календарь новостей
«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Друзья сайта
АРДВИН И АРДВИНЦЫ
Статистика

Онлайн всего: 27
Гостей: 27
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024Хостинг от uCoz

"Здание Отчизны не может быть воздвигнуто на скале ненависти к другим народам. Да, это так, но до скончания веков армяне не должны простить туркам. Даже если это кровожадное племя, ограбившее и убившее половину нашего безоружного народа, в один прекрасный день превратится в горсть бесславного пепла, даже этот пепел надо призвать к суду, даже если это будет в Судный день".

Гарегин НЖДЕ