И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н Ы Й    Ц Е Н Т Р    Г А З Е Т Ы    А Р М Я Н    Р О С С И И


Главная "Е Р К Р А М А С" Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSЧетверг, 28.03.2024, 16:49
Меню сайта

Разделы новостей
РЕ-акция [15]
Диаспора [649]
Видео [21]
Армяне на госслужбе в регионах России [7]
Наши пресс-конференции [43]
Сбор подписей под Обращением против армяно-турецких протоколов [12]
МЫ ПРОТИВ ПРОТОКОЛОВ [116]

Current Position



Главная » 2009 » Сентябрь » 15 » Сос Саргсян: Мы не должны бояться войны… У нас за спиной пять тысяч лет истории
Сос Саргсян: Мы не должны бояться войны… У нас за спиной пять тысяч лет истории
10:07
Наш cобеседник - народный артист СССР Сос САРГСЯН

- Вам понятны причины переполоха, возникшего в отечественных политических кругах, после последних армяно-турецких соглашений?
- Конечно, понятны! Нам, с нашей судьбой и нашей биографией, решение этого вопроса дастся нелегко. Это очень сложная проблема для всего армянского народа. Я лично не против, чтобы граница открылась - может быть, это пойдет нам на пользу. Но есть вещи, которые я, как армянин, никогда не смогу забыть.

- Но это уже из сферы эмоций. Политика же предполагает прагматизм. В силах ли мы отделить политический прагматизм от эмоций? Ведь в противном случае мы можем и навредить сами себе…
- Да, вы правы: прагматизм в политике это одно, а эмоции - совсем другое. Но позвольте заметить, что мы - народ с такой судьбой, что избавиться от эмоций никак не можем. Разве могу я забыть, что когда младотурки пришли к власти и обнимались на банкетах с армянами, в это же самое время в Адане было вырезано 30 тысяч армян? Можно ли забыть такое? Или - разве можно забыть геноцид? Нельзя, потому что он и не прекращался, дошел до Сумгаита, до убийства Гранта Динка, до того, что спящий армянский офицер был зарублен топором, а сотворивший такое скот стал в своей стране героем… Так что политика политикой, но от эмоций мы избавиться не можем. Или, скажем, ребенок-армянин смотрит на Арарат и спрашивает отца: «Что это за гора»? Отец отвечает - это наша, мол, гора. Тогда поедем к ней, рассмотрим вблизи, предложит мальчик. Отцу придется объяснить, что ее у нас отняли. Почему? - вопросит мальчик. И вот этот-то вопрос армянский ребенок будет задавать отцу постоянно. Это ведь тоже эмоции, верно? Но эмоции, которые в будущем превратятся Бог знает во что,- ребенок-то вырастет…

- Есть ли основания сомневаться в искренности турецкой стороны?
- Известно, что они сняли антиармянский фильм, размножили его в 600 тысячах экземпляров и показывают в школах. Поэтому мы должны спросить турок: если вы хотите быть друзьями, то для чего прививаете своим будущим гражданам армянофобию? Что это - политика, эмоции? Не знаю. Но эти вопросы мы обязаны задать им. Тем более что мы никогда и ни в коем случае не должны забывать, что «дипломатничать» с турками нельзя.

- В таком случае, когда же мы будем готовы к диалогу? В конце концов, мы же соседи и когда-нибудь должны ведь наладить с ними нормальные отношения!
- А как Германия спустя годы после Холокоста поступила в отношении евреев? То же самое должна сделать и Турция в отношении нас. Так что предварительные условия должны были ставить мы, а не они! Есть такое понятие - достоинство, которое относится как к отдельной личности, так и к целой нации. Мы совершили много ошибок, теперь же наше спасение лишь в том, чтобы держаться с достоинством. Не самим клянчить, чтобы открыли границу, а держаться с таким достоинством и гордостью, чтобы они сами пришли к нам и просили об этом.

- В свое время Вардан Осканян заявлял, что мы и сто лет можем прожить в блокаде и развиваться. Вы тоже так считаете?
- Бывая на наших рынках, я всегда удивлялся тому, как доставляется к нам столько разного товара и особенно стройматериалов, если перекрыты внешние коммуникации страны. Армяне находили и всегда будут находить способы. А в чем дело, мы что, от голода помираем? Это они разносят слухи, будто армяне вот-вот вымрут от голода. Армянин всегда найдет «дорогу жизни».

- Если говорить языком цифр, то увидим, что в смысле экономического развития мы сегодня отстаем от наших соседей, в частности, от Азербайджана, не говоря уже о Турции. И разве опять же не мы больше всего страдаем от закрытых границ?
- Я не против открытия границы, однако не придаю этому особого значения. Потому что Азербайджан обгоняет нас за счет нефти: у него есть нефть, ее он и продает. Однако давайте считаться с тем, что если сегодня важнее нефть, то завтра важнее может стать вода, камень или кто знает, что еще... Так или иначе, мы не в тупике: наша страна все-таки развивается.

- Может быть, к этим соглашениям с Турцией нас вынуждают великие державы, и у нас просто нет другого выхода?
- Великие державы всегда играли роковую для нас роль. Вот уже 300-400 лет Армения - разменная карта в их руках. Как только им приходилось туго, как только у них возникали проблемы с Турцией, они тут же использовали этот припрятанный козырь. Подлее того, что сделали с армянами и Европа, и Россия, ничего уже и представить нельзя. Мы не должны верить никому, не должны плясать ни под чью дудку. Все они фальшивы и лживы и ни к чему, кроме собственных интересов, не стремятся.

- Вы когда-нибудь задумывались о том, в какой именно момент мы промахнулись, допустили ошибку и вот уже десятилетиями и столетиями находимся в столь уязвимом положении?
- Промахов у нас множество, начиная хотя бы с того простого факта, что, победив под Сардарапатом, мы не воспользовались плодами своей победы. И, кажется, именно Халил бей, подписав договор с армянской делегацией, сказал: «Таких дипломатов я бы и в скотники не взял!».
Сейчас то же самое: победив в Карабахской войне, не можем стать хозяевами этой победы. После Второй мировой войны зарубежные армяне обратились к Турции - мол, дадим вам столько денег, а вы верните Армении Карс. Турки ответили: мы взяли Карс кровью, кровью и вернем. Так же и мы: тысячи наших детей отдали свои жизни в Карабахской войне, и мы сейчас не имеем права торговать их кровью. Все эти посредники преследуют исключительно собственные интересы. Наш ответ должен быть один: ценой крови брали, кровью и отдадим! Мы не должны бояться войны. В конце концов, мы же научились не бояться крови, мы изменились, перевоплотились, превратились в другую нацию. Мы кровью взяли землю, так почему должны вернуть ее за просто так? Победили мы, и они должны принять наши условия. Но вот в том-то и состоит наш недостаток, что не умеем превращать свои победы в оружие.

- История показывает: как только турки и русские становились друзьями, страдали армяне. Вот и сегодня мы наблюдаем очередное российско-турецкое сближение.
- Хочу быть искренним: я человек с пророссийской ориентацией, признаю, что их военная база, их присутствие в нашей стране нам необходимы. И в то же время наши историки могут привести массу свидетельств того, сколько раз русские коварно предавали нас. Я ни на кого не надеюсь, все свои надежды я возлагаю на нас самих. Вы вот спрашивали, в чем наш недостаток. Скажу: в том, что наши руководители очень часто хотели понравиться кому-то. Нельзя делать что-то лишь ради того, чтобы понравиться. Если нужно, то надо постараться понравиться собственному народу и больше никому. Все прочее - фальшь и ложь.

- Может быть, мы, армяне, не можем возвыситься над своим «я» и сделать приоритетными национально-государственные интересы?
- Я думаю, что мы все еще не создали государства. Мы не знаем, что такое государственность. Мы всего лишь ищем ее. Это нелегко - тысячу лет не иметь государственности и вдруг обрести ее. В конце концов, государственные мужи обретают соответствующие способности не сразу. Этого потенциала нет. Наше государство будет созидаться с трудом. Мы свою родину любим, а свое государство - нет. Мы вообще не можем любить государство, ибо жили в чужом государстве. Сегодня это же самое продолжается в нашей психологии: собственное государство для нас - нечто чужое, что-то вроде врага. И это наша гибель: если мы не научимся любить и уважать свое государство, то погибнем.

- А еще мы так и не усвоили ту идею, что в политике нет вечных друзей и вечных врагов, и отдаем дань интересам той или иной державы…
- Я всегда говорил и не устану повторять: армяне не должны заниматься дипломатией - это не их дело. У нас нет такого «ума», как у турок или грузин. Когда я говорил о достоинстве, то подразумевал и то, что творят грузины с нами. Да, верно, мы зависим от них в смысле дорог, но если припрет, то и черт с ними, с дорогами... Нация не должна терять своего достоинства!

- Если припрет - то и кровь пролить?..
- А как же! Все в мире добывалось войной и силой. Если ты настолько послушен, что сам подставляешь голову, то ее не погладят - по ней врежут!

- Не эта ли вековая осторожность накрепко засела в нас и стала уже просто опасливостью?
- Именно. Страшная это вещь - опасливость. Почему я сказал, что во время Карабахской войны армяне перестали бояться крови? Раньше ведь они в обморок падали при виде крови... Два миллиона нас вырезали, а мы все еще опасаемся. Осторожность осторожностью, но нельзя же быть до такой степени пугливыми! Может, наше руководство знает больше меня - да уж, конечно, больше! - может, оно умнее меня - разумеется, умнее! - но я, как человек и как армянин, считаю, что дальше так жить нельзя. Я - печаль своей нации - не хочу, чтобы мой народ жил согбенно, как раб. Я не хочу быть сыном такой нации!

- Как вы считаете, следует ли спросить мнение народа по этому вопросу - ведь, в конце концов, собирательная мысль самая верная, или же оставить решение на усмотрение нескольких дипломатов?
- Нет, на усмотрение одних лишь дипломатов этого оставлять нельзя. Наша беда состоит в том, что у нас нет элитной интеллигенции. Если и есть несколько интеллектуалов, то с их мнением все равно никто не считается. Их никто не слушает. Интеллигенция не играет никакой роли в нашем обществе, не создает мнения. Что же касается собирательного мнения нации, то я уверен, что если проведут такой опрос, то 90% народа встанет на защиту национальных интересов. Национальная гордость и достоинство - эти идеи постепенно зреют в нас.
Простершееся по всему миру армянство - могучая сила. У нас за спиной пять тысяч лет истории, и мы не можем жить как нищие и попрошайки, не можем пребывать в столь жалком состоянии!
 
Гоар САРДАРЯН, «Собеседник Армении»
Просмотров: 1195 | Добавил: yerkramas | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 1
1 Delfin  
0
В ответе на второй вопрос,С.Саргсян,убедительно вырозил мнение большинства армянского народа,и в этом нет особого секрета,любой армянин-независимо от возраста,хоть раз посмаотревший в сторону Арарата,задает себе подобные вопросы.И то что турки не прекращают антиармянскую пропаганду,то же факт.И доверять им, у армян,нет оснований!Всё-таки Германия признала холокост,не совсем добровольно.Прав великий армянский артист и режисер-не надо слепо, бросаться в обьятия "заклятого брата",даже если он на коране, будет клястся в вечной любви к армянам!- "Все эти посредники преследуют исключительно собственные интересы. Наш ответ должен быть один: ценой крови брали, кровью и отдадим! Мы не должны бояться войны. В конце концов, мы же научились не бояться крови, мы изменились, перевоплотились, превратились в другую нацию. Мы кровью взяли землю, так почему должны вернуть ее за просто так? Победили мы, и они должны принять наши условия. Но вот в том-то и состоит наш недостаток, что не умеем превращать свои победы в оружие-...Если нужно, то надо постараться понравиться собственному народу и больше никому. Все прочее - фальшь и ложь-... если мы не научимся любить и уважать свое государство, то погибнем."-полностью солидаренн с народным артистом!


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Форма входа

Календарь новостей
«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Друзья сайта
АРДВИН И АРДВИНЦЫ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024Хостинг от uCoz

"Здание Отчизны не может быть воздвигнуто на скале ненависти к другим народам. Да, это так, но до скончания веков армяне не должны простить туркам. Даже если это кровожадное племя, ограбившее и убившее половину нашего безоружного народа, в один прекрасный день превратится в горсть бесславного пепла, даже этот пепел надо призвать к суду, даже если это будет в Судный день".

Гарегин НЖДЕ