И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н Ы Й    Ц Е Н Т Р    Г А З Е Т Ы    А Р М Я Н    Р О С С И И


Главная "Е Р К Р А М А С" Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSПятница, 26.04.2024, 14:21
Меню сайта

Разделы новостей
РЕ-акция [15]
Диаспора [649]
Видео [21]
Армяне на госслужбе в регионах России [7]
Наши пресс-конференции [43]
Сбор подписей под Обращением против армяно-турецких протоколов [12]
МЫ ПРОТИВ ПРОТОКОЛОВ [116]

Current Position



Главная » 2009 » Ноябрь » 13 » Татевик Ованнисян: первая леди советского джаза и сегодня сохраняет верность своим армянским корням
Татевик Ованнисян: первая леди советского джаза и сегодня сохраняет верность своим армянским корням
10:53
Еще в недавнем прошлом голос этой певицы часто звучал с наших телеэкранов, ее любили, с нетерпением ждали ее концертов и выступлений. А потом… После развала Советского Союза Татевик, как и многие другие талантливые музыканты, переехала в Соединенные Штаты, обосновалась в Нью-Йорке. К счастью, она и там сумела проявить свой неповторимый талант. В стране, подарившей миру джаз, армянская певица стала любимицей поклонников американского джаза. С первых же дней приезда в США Татевик Ованнисян начала заниматься любимым делом, своей профессиональной деятельностью. На ее счету десятки концертов в Соединенных Штатах, Европе, Австралии, участие в международных фестивалях, выступления в престижных концертных залах – Карнеги-холле, Линкольн-центре… И где бы ни выступала талантливая певица, она всегда достойно представляет Армению и армянское искусство. Несмотря на то, что Татевик Ованнисян поет для зарубежных слушателей, выпускает альбомы, которые пользуются я огромным успехом и удостаиваются высоких оценок американских критиков и американской публики, она никогда не забывает о своих корнях.
Талант Татевик Ованнисян проявился и раскрылся в Армении, а сегодняшней славы она добилась благодаря своим родителям и силе родной земли. Хотя, признаем, в такой могучей стране, как Советский Союз, музыканту, избравшему для своего творчества джазовую музыку, нелегко было добиться даже незначительного успеха. В СССР джаз долгое время не признавался в качестве профессионального музыкального жанра, поэтому в стране не существовало ни школ джаза, ни записей джазовой музыки.  В Советской Армении был создан оркестр Артемия Айвазяна. Айвазян учился в Московской консерватории по классу виолончели, был лауреатом конкурса музыкантов-исполнителей. И вдруг – резкий переход: он становится художественным руководителем армянского джаза, основателем эстрадного оркестра Армении. Очень скоро коллектив приобрел большую известность, его стали называть "джазом Айвазяна”. В те годы оркестр Артемия Айвазяна, отличавшийся высоким профессионализмом и яркой театральностью исполнения, считался одним из лучших в Советском Союзе. Позднее в качестве дирижера в оркестр был приглашен Цолак Вардазарян – в прошлом блестящий трубач, а в тот период руководитель женского джазового оркестра в Москве. В дальнейшем его должен был сменить талантливый музыкант и уже тогда добившийся больших успехов - Константин Орбелян.
Возрождение армянского джаза в качестве самостоятельного музыкального жанра произошло в годы оттепели. Сформировавшийся в те годы Государственный оркестр Армении под руководством Константина Орбеляна оказался в центре внимания любителей музыки. Этот коллектив стал достойным преемником оркестра Артемия Айвазяна. Неслучайно, первой пьесой, исполненной оркестром Орбеляна, стала известная "Рапсодия” Айвазяна. Многие популярные сегодня певцы и музыканты впервые поднялись на сцену в составе орбеляновского оркестра. В 70-е годы Константин Орбелян пригласил в оркестр юную Татевик Ованнисян. Своим блестящим и оригинальным исполнением девушка удивила не только музыкантов оркестра. Ее выступлений с нетерпением ждали и слушатели, которые каждый раз встречали и провожали начинающую певицу бурными аплодисментами.
Татевик выросла в семье прекрасных музыкантов. Ее мать, певица Офелия Амбарцумян, пользовалась большой популярностью в Советской Армении, отец, Норайр Ованнисян, был известным кяманчистом. Понятно, что Татевик росла в атмосфере музыки,  песен и не могла не пойти по стопам родителей. Огромную роль в жизни Татевик сыграл и ее старший брат, Овик Ованнисян. Будучи музыкантом, он в те годы увлекался джазом и, приходя домой, часто приносил с собой очередную пластинку джазовых исполнителей. Увлечение брата не оставило равнодушной и Татевик. Она могла часами слушать известных певцов, пытаться подражать им. Именно брат привил юной девочке любовь к джазу, сформировал ее музыкальный вкус. В те годы она слушала в огромном количестве пластинки известных джазовых певцов, которые доставались с большим трудом. Овик рассказывал друзьям о младшей сестре, умело и почти наизусть подражающей известным джазовым исполнителям, знавшей репертуар Эллы Фитцджеральд. Тем временем Татевик все больше и больше совершенствовалась в любимом жанре. Выбор репертуара Фицджеральд не был случайным – эта певица стала кумиром Татевик. Спустя много лет судьба подарила ей встречу с любимой исполнительницей. Но об этом чуть позже.
Свой первый исполнительский опыт Татевик приобрела в школе. Там действовал хор, занятия которого девочка аккуратно посещала. Именно тогда впервые и проявился ее талант. А поскольку школа была с английским уклоном, то знание иностранного языка помогало Татевик легче усваивать классические джазовые композиции. По окончании общеобразовательной школы Татевик поступила в музыкальную школу имени Саят-Новы, где училась по классу фортепьяно. После уроков она спешила домой, чтобы приступить к заучиванию очередного джазового произведения. Спустя некоторое время она уже виртуозно исполняла довольно сложную композицию Эллы "Мистер Паганини”. Наконец наступил день, когда мать решила показать Татевик специалисту и узнать его мнение о способностях дочери. Был организован своего рода экзамен, на котором присутствовал композитор Мартин Вардазарян. 12-летняя девочка спела композицию "Мистер Паганини”. Исполнение Татевик настолько понравилось Вардазаряну, что он предложил записать ее. Эта запись стала одной из первых в творческой биографии Татевик. Сразу после этого руководитель Государственного джазового оркестра Армении Константин Орбелян, очарованный неповторимым голосом и исполнением юной певицы, предложил ей сотрудничество. Однако мама Татевик, Офелия Амбарцумян, оказалась против. Она посчитала, что дочери пока рано выходить на профессиональную сцену, поскольку нужно получить образование.
Вскоре Татевик поступила на хородирижерское отделение ереванского музыкального училища им. Романоса Меликяна. Уже в годы учебы она стала сотрудничать с известными музыкантами – Рубеном Ахвердяном, Робертом Амирханяном. А Мартин Вардазарян специально для юной певицы написал произведение "Темп, ритм, мелодия”, бесподобно прозвучавшее в ее исполнении. Однако самые большие достижения были впереди. Успешно окончив музыкальное училище, Татевик поступила в Государственный оркестр Армении. В те годы в этом музыкальном коллективе блистали звезды советской армянской эстрады – Белла Дарбинян, Раиса Мкртчян, Симон Терян, Левон Севан, Лариса Долина. С оркестром выступала также Алла Пугачева. 17-летняя Татевик оказалась самой молодой среди солистов, поэтому каждый из них считал своим долгом опекать ее. Именно в оркестре Орбеляна Татевик суждено было добиться огромных успехов, объездить весь мир и завоевать симпатии любителей музыки во многих странах. Этот период был чрезвычайно плодотворным для оркестра Константина Орбеляна – зарубежные гастроли и концерты в различных странах следовали один за другим.
Государственный оркестр Армении был одним из первых советских джазовых коллективов, которому посчастливилось побывать с концертами на родине джаза – в Соединенных Штатах Америки. 25 концертов в крупнейших городах США Вашингтоне, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Бостоне, Детройте, Чикаго, Провиденсе. Заключительный концерт состоялся в Линкольн-центре в Нью-Йорке. В репертуаре оркестра были в основном эстрадные произведения и лишь в конце, как правило, исполнялись две-три джазовые композиции. За короткий срок Орбелян специально для Татевик и оркестра написал произведение "Вокализ”, которое также вошло в репертуар певицы. Для американских слушателей эти джазовые номера стали настоящим открытием, поскольку они были уверены, что в Советском Союзе джаз запрещен. А потому  реакция слушателей была неожиданной – Татевик встречали бурными аплодисментами и восторженными восклицаниями. Столь же восторженные отклики появились и в прессе. Вот что писала газета "Нью-Йорк таймс”: "Армянский оркестр опроверг миф о том, что советский джаз находится под запретом и существует лишь в подполье”. С особой гордостью успех своей соотечественницы воспринимали зарубежные армяне.
Из США оркестр отправился во Францию. И вновь огромный успех. В 1977 году в Белграде должен был состояться джазовый фестиваль, на котором оркестру предстояло ответственное выступление. В течение одного вечера армянские музыканты должны были выступить с полюбившимися публике трубачом Фредди Хабардом и джаз-ансамблем Джорджа Дюка. Спустя много лет маэстро Константин Орбелян рассказывал, что в тот день они исполняли не весь репертуар, а только джазовые номера. Вместе с музыкантами на сцену поднялась Татевик. Эта миниатюрная хрупкая девочка потрясла зал своей эмоциональностью и мощным голосом. В результате Гран-при достался армянскому оркестру. Белградский фестиваль принес Татевик большую известность. Когда после этого она приехала в Москву, то сразу же оказалась в центре внимания продюсеров и музыкантов, которые наперебой предлагали ей сотрудничество. В творческой деятельности Татевик наступает новый этап. Она начинает сотрудничать с известными московскими и зарубежными музыкантами, участвует с ними в концертах и фестивалях в более чем 40 странах – от Европы до Африки. В течение семи лет Татевик Ованнисян проработала в оркестре Игоря Бриля, одновременно выступала с трио Тита Паулса, с "Мираж биг-бендом” Гунара Розенберга, известным литовским саксофонистом Владимиром Чекасиным. В дальнейшем в сопровождении оркестра Чекасина Татевик записала джазовое произведение Константина Петросяна для голоса и оркестра, написанное специально для нее.
Музыканты любили и уважали молодую певицу, музыкальные критики гарантировали успех каждого ее начинания. Она добивалась все новых и новых успехов и, наконец, удостоилась титула "Первая леди советского джаза”. В те годы Татевик была нарасхват – выступления и записи не оставляли свободного времени.
Работая в Москве, она не теряла связей с армянскими музыкантами и исполнителями. Татевик продолжала сотрудничать с Мартином Вардазаряном, Робертом Амирханяном, Степаном Шакаряном, Меликом Мависакаляном, Артуром Григоряном. В этот период с ней работал и талантливый пианист и композитор Микаел Закарян, или Мика, как называли его в музыкальных кругах. Между Татевик и Микой устанавливаются близкие отношения. Некоторые  его джазовые обработки вошли в репертуар Татевик, еще больше обогатив ее программу. Вместе с Микаелом Закаряном Татевик выступила с многочисленными концертами в СССР и за рубежом, участвовала в фестивалях. Этот творческий союз качественно отличался от всех предыдущих творческих союзов певицы. Совместные концерты Татевик Ованнисян и Микаела Закаряна в Москве и Латвии продемонстрировали абсолютно новый подход к известным джазовым стандартам.
Своих успехов, титулов и званий певица добивалась упорным трудом, безграничной преданностью и любовью к искусству. Трудолюбие Татевик Ованнисян поражало всех. Она могла днями не выходить из дома, а потом неожиданно появиться и удивить публику каким-нибудь новым исполнением. Татевик отличает упорство и невероятная требовательность в первую очередь к себе самой. Но порой случались и ЧП. Во время одного из концертов, когда Татевик предстояло выйти на сцену, она вдруг поняла, что у нее пропал голос – по всей видимости, сказалось волнение. Провал был неминуем. Татевик решила выйти к слушателям, попросить у них прощения и сообщить, что концерт переносится. Однако, подойдя к микрофону, она почувстивовала, что голос каким-то чудом восстановился. Публика, разумеется, ничего не узнала, а концерт, как всегда, прошел блестяще, под бурные аплодисменты.
Казалось, что Татевик Ованнисян находится на вершине славы – многочисленные гастроли, поздравления известных людей, головокружительный успех. И все же, несмотря на лавры, она ни разу не изменила своему призванию – служить музыке. Одновременно с концертами, выступлениями и записями певица решила передать свой опыт и знания молодым исполнителям. Вместе с Артуром Григоряном, Робертом Амирханяном, Рубеном Матевосяном и другими замечательными музыкантами она начала преподавать в эстрадном колледже Акселя Бакунца. Педагогическая работа продолжалось до 90-х годов. В дальнейшем, когда Татевик уехала из Армении, опыт преподавательской деятельности позволил ей давать уроки молодым музыкантам различных национальностей. Многие из ее учеников в дальнейшем добились больших успехов. Но все это произошло позже, спустя годы после ее переезда в США.
А пока Татевик ожидал отъезд в США, в мир своих грез, причем не на время, а навсегда. В Америке певица познакомилась с армянином Ваграмом Гюрджяном, влюбилась в него, вышла замуж. Вскоре супруги переехали в Нью-Йорк. Казалось, музыкальная карьера Татевик должна прерваться, ведь советской певице вряд ли удалось бы заявить о себе на родине джаза. Но… В США первую леди советского джаза с распростертыми объятиями приняли именно любители джаза и известные джазовые певцы. Ей без труда удалось найти с ними общий язык, сблизиться и даже выступить с  совместными исполнениями. Более того, ей была предоставлена  возможность выпустить диски. Запись первого диска была сделана в студии Пьера Стрея. После этого Татевик записывается в Вашингтоне с Ларри Уилсом и его музыкантами. Американские джазмены не только высоко оценили профессионализм Татевик, но и полюбили ее как человека и как певицу.
В первые годы жизни в Америке осуществляется еще одна заветная мечта Татевик, о чем она не смела даже думать. Как-то вечером друзья преподнесли ей сюрприз, пригласив на концерт 75-летней Эллы Фитцджеральд в Карнеги-холл. После концерта им еле удалось уговорить стеснительную Татевик пройти за кулисы и встретиться со своим кумиром. Именно там они и представили Татевик Элле Фицджеральд. 30 минут, в течение которых Татевик беседовала с выдающейся певицей, произвели на нее огромное впечатление. В дальнейшем она будет вспоминать: "Эта скромная и прекрасная певица в то же время была очень талантливым человеком”.   Скромность – вот качество, которое всегда сопровождало и будет сопровождать первую леди советского джаза на протяжении всего ее творческого пути. Несмотря на успех, Татевик, как и Элла, не удовлетворяется достигнутым и постоянно стремится к совершенству. Такая она, певица и музыкант Татевик Ованнисян.
Спустя несколько дней родители получили от нее письмо, в котором дочь писала: "Наконец-то я увидела певицу, которая еще в детстве завоевала мое сердце и мои мысли и которой я была так увлечена. Наконец-то сбылась моя мечта”.
Решающую роль в жизни Татевик Ованнисян в Америке сыграло и ее знакомство с легендарным в прошлом американским продюсером Джорджем Авакяном. Они познакомились еще во время первых гастролей оркестра Орбеляна. Уже тогда Авакян был впечатлен исполнением юной армянки, не боявшейся соперничать с известными джазовыми певицами. Узнав о том, что Татевик живет в Нью-Йорке, Джордж Авакян предложил ей сотрудничать. Певица, имеющая огромный опыт, упорство и невероятное стремление добиться успеха, оправдывает все ожидания. Она заключает контракты со многими звукозаписывающими студиями, выпускает альбомы, выступает в престижных концертных залах перед американскими и зарубежными слушателями. Лучшая джазовая певица Советского Союза заявляла о себе на родине джаза.
На Западе между джазменами существует серьезнейшая конкуренция. И теперь рядом с этими именами должно было появиться имя Татевик Ованнисян. По мнению американских критиков, Татевик, не будучи представительницей нации, которая дала миру джаз, сегодня наряду с европейскими исполнителями и музыкантами наилучшим образом представляет этот музыкальный жанр. Татевик Ованнисян поражает глубоким проникновением в исполняемую музыку. И действительно, помимо проявления блестящих вокальных данных Татевик глубоко чувствует каждое произведение, как бы погружаясь в него. Та чувственность и эмоциональность, которые проявляются в каждом ее исполнении, заставляют слушателя проникаться этой музыкой. Удивительно, что основную часть ее слушателей составляют иностранцы.
И все же достигнутый успех не заставил Татевик прекратить свои творческие поиски. Она давно вынашивала идею возвращения к национальным истокам. После знакомства с американским джазовым пианистом Арменом Донеляном Татевик при его содействии с большим воодушевлением приступает к реализации нового проекта – пополнению своего репертуара армянскими народными песнями. Идея родилась случайно. В начале 90-х в одном из престижных нью-йоркских клубов Татевик исполнила армянскую народную песню, которую слушатели приняли очень тепло. Именно тогда певица решила включить в свою программу джазовые обработки армянских народных мелодий, песен Саят-Новы и Комитаса. Спустя два года она рискнула представить свою новую концертную программу зарубежным слушателям. Этноджаз в исполнении Татевик Ованнисян звучал от Австралии до Европы, от Америки до Армении, и повсюду зал аплодировал певице стоя. Красота армянских мелодий в совместной обработке Татевик и Армена Донеляна и в бесподобном  исполнении Татевик Ованнисян не оставили равнодушными любителей джаза. Безукоризненным чутьем музыканта Татевик сумела уловить в армянской народной и гусанской песне элементы, близкие духу и стилю джазовой музыки, и на этой основе создать прекрасные образцы армянского джаза. "Это музыка нового жанра и нового качества, основанная на прочных исторических общностях армянского и африканских народов”,- написал еженедельник "Нор Кянк”.   Сегодня имя нашей соотечественницы, прекрасной исполнительницы и продолжательницы традиций джазовой музыки  известно во всем мире. Джаз для Татевик – большая и истинная любовь, которой она ни разу не изменила.
Джаз возрождается во всем мире, все больше вторгаясь в музыкальное искусство различных народов. Армения тоже живет джазом. Исполнители джазовой музыки давно уже не подвергаются преследованиям. Однако сегодня появилась другая проблема: талантливые армянские музыканты вынуждены выступать за рубежом и лишь время от времени приезжать с концертами на родину. А кто унаследует наши богатые традиции, наши духовные ценности? Вот почему так важно, чтобы лучшие армянские музыканты и исполнители как можно чаще приезжали в Армению. Ведь только национальные истоки и национальный дух могут придать новую силу и энергию сыновьям армянского народа, помочь сохранить наши лучшие традиции.
 
Тагуи Асланян
«Армяне сегодня»
Просмотров: 1885 | Добавил: yerkramas | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Форма входа

Календарь новостей
«  Ноябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Друзья сайта
АРДВИН И АРДВИНЦЫ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024Хостинг от uCoz

"Здание Отчизны не может быть воздвигнуто на скале ненависти к другим народам. Да, это так, но до скончания веков армяне не должны простить туркам. Даже если это кровожадное племя, ограбившее и убившее половину нашего безоружного народа, в один прекрасный день превратится в горсть бесславного пепла, даже этот пепел надо призвать к суду, даже если это будет в Судный день".

Гарегин НЖДЕ