И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н Ы Й    Ц Е Н Т Р    Г А З Е Т Ы    А Р М Я Н    Р О С С И И


Главная "Е Р К Р А М А С" Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSПятница, 19.04.2024, 18:22
Меню сайта

Разделы новостей
РЕ-акция [15]
Диаспора [649]
Видео [21]
Армяне на госслужбе в регионах России [7]
Наши пресс-конференции [43]
Сбор подписей под Обращением против армяно-турецких протоколов [12]
МЫ ПРОТИВ ПРОТОКОЛОВ [116]

Current Position



Главная » 2009 » Октябрь » 21 » Тигран Торосян: Подписание армяно-турецких протоколов является всего лишь предисловием для «урегулирования» Карабахского конфликта
Тигран Торосян: Подписание армяно-турецких протоколов является всего лишь предисловием для «урегулирования» Карабахского конфликта
08:40
Эксклюзивное интервью ARMENIA Today с экс-спикером  парламента Армении, депутатом, доктором политологии Тиграном Торосяном.  
 
- Г-н Торосян, как Вы оцениваете факт подписания армяно-турецкого протокола в Цюрихе и действия турецкой стороны, пытавшейся внести в итоговом заявлении вопрос Нагорного Карабаха?
- Церемония подписания протоколов еще раз подтвердила, что процесс урегулирования армяно-турецких отношений полностью лишен какой-нибудь логики и принципов. В основе этих отношений лежат три проблемы: поправ целый ряд международных обязательств, Турция с 1993 года участвует в блокаде Армении; в 1894-1923 годах Турция осуществила Геноцид армян и до сих пор не признает этого факта; вследствие Геноцида миллионы армян лишились своей родины, Восточной Армении, а действующая армяно-турецкая граница не закреплена каким-либо договором, имеющим законную силу в рамках международного права. Следовательно, урегулирование отношений означает необходимость дать решение этим трем проблемам. Очевидно, что все эти проблемы возникли вследствие агрессивных действий Турции и пострадавшей является армянская сторона.
Протоколы отрицают факт шестнадцатилетней блокады и определяют, что «стороны решили открыть границы», предполагают создание подкомиссии  для «четкого представления существующих проблем и формирования предложений по их разрешению, посредством беспристрастного, научного изучения исторических документов и архивов», признают границы, существующие между двумя государствами. Очевидно, что решения по всем трем проблемам - в пользу агрессора, Турции. Более того, протоколы фактически подтверждают, что блокада является эффективным оружием внешней политики, поскольку подписав протоколы, Армения выполняет предусловия, которые выставляла Турция для снятия блокады. Это настолько воодушевило Турцию, что руководство этой страны пытается превзойти все границы цинизма. Непосредственно после подписания протоколов, Турция заявила о выдвижении другого предусловия, связанного с урегулированием Карабахского конфликта. То обстоятельство, что Давудоглу не получил возможности это сделать во время подписания, ничего не значит. Через несколько часов предусловие, согласно которому «Турция не ратифицирует протоколы, пока армянские войска не будут выведены с оккупированных территорий Азербайджана», прозвучало из уст премьер-министра, самого влиятельного политического деятеля Турции, получив при этом еще больший вес. Ереван никак не отреагировал на это, лишив смысла цюрихскую трехчасовую «войну заявлений», и в очередной раз проявив свою беспринципность.
Сколько бы власти Армении ни утверждали, что урегулирование армяно-турецких отношений и Карабахская проблема не имеют никакой связи друг с другом, очевидно, что они не только имеют общую историческую основу, но и сегодня расцениваются как компоненты одного целостного процесса. Причем, с подписанием протоколов этот процесс переходит на более сложный этап. Пока Армения,  не только теряет возможность, создавшуюся после русско-грузинской войны,  стать действенным фактором в регионе и тем самым оказать существенное воздействие на решение проблем, носящих судьбоносное значение для армянства, но и подвергает опасности саму возможность решения этих проблем в обозримом будущем.
 
- Как Вы расцениваете позиции Запада и России в армяно-турецком процессе? Чем вызвана их заинтересованность в открытии армяно-турецких границ и потеплении отношений между двумя странами?
- У меня были возможности писать (например, Торосян Т. Возвращение Турции. –Россия в глобальной политике, 2009, т.7, №4, стр 138-146.) о том, что после русско-грузинской войны, которая стала  кульминацией этого этапа русско-американского противоборства за раздел зон влияний на Южном Кавказе, в регионе сложилась качественно новая ситуация. После того, как Грузия полностью перешла под влияние Запада, стало ясно, что в дальнейшем борьба развернется вокруг Армении или Азербайджана, поскольку  та сверхдержава, которая будет иметь влияние на две страны в регионе, будет иметь полное влияние и на весь регион. Как показал опыт Грузии, на новом этапе Соединенным Штатам необходимо разжечь серьезное недовольство по отношению к России в  одной из этих стран, в то время как для России желательно сохранение существующего положения, что благоприятно для предотвращения развития в регионе серьезных процессов.
Для Армении и Азербайджана Карабахский конфликт является проблемной задачей, однако с ней тесно связана традиционная напряженность в армяно-турецких отношениях. В этом причина того, что после окончания русско-грузинской войны существенно возрос интерес к урегулированию Карабахской проблемы и армяно-турецких отношений. Соединенные Штаты очень заинтересованы в ускорении этих процессов. Причем, для Вашингтона гораздо более важно развитие процесса, чем его результат, то есть что приобретет и что потеряет каждая из сторон. Россия пока оказалась в патовой ситуации. Несмотря на то, что для Москвы совершенно не выгодна эскалация, произошедшая за последний год, она вынуждена положительно реагировать на развитие этого процесса, поскольку невозможно публично высказываться против урегулирования конфликта, особенно являясь страной-посредником, или против урегулирования отношений соседних стран, имея с одной из этих стран наилучшие отношения в регионе, а с другой отношения, значительно активизированные за последний год. Более того, последние два обстоятельства, по видимому, внушают России надежду, что в конце концов на каком-то из этапов она сумеет повернуть развитие этих процессов в свою пользу. В результате Армения оказалась в плоскости беспрецедентного интереса, что создает большие возможности результативного разрешения указанных основополагающих проблем, но одновременно требует проявления глубоких знаний, необходимой сноровки и возможностей в этом сложном и многовекторном процессе.
К сожалению, события последнего года свидетельствуют, что представления армянской стороны о существующей ситуации очень поверхностны, а знания и сноровка – неудовлетворительны.  Результатом явились подписанные протоколы и опубликованный проект «Мадридских принципов», которые свидетельствуют о том, что пока Армения несет значительные потери.
 
- На ваш взгляд, как отразится армяно-турецкое сближение на системе безопасности Армении?
- Армяно-турецкого сближения не существует и не может существовать, поскольку,  если отложить в сторону их лицемерие,  власти Турции представляют себе окончательное решение вопроса таким же образом, как и их предшественники сто лет тому назад. Даже урегулирование отношений связано с большими усилиями и сложностями, хотя сложившаяся в регионе обстановка благоприятна для этого. Действительное и достойное для Армении урегулирование будет возможно только в том случае, если Турция увидит, что неурегулированные отношения могут принести ей существенный вред. К сожалению, сегодня власти Армении не способны решить столь сложную задачу. Для этого необходим большой багаж знаний, опыт и сноровка, чего у них нет и именно это представляет опасность для независимости Армении. Подписание протоколов является всего лишь предисловием для «урегулирования» Карабахского конфликта. Впереди ожидаются гораздо более сложные этапы решения этой проблемы. Логика, по которой до сих пор развивались события, содержит чрезвычайно большие опасности для Армении.
 
- Насколько вероятна ратификация этих протоколов в парламентах Армении и Турции?
- На сегодняшний момент ратификация протоколов во многом зависит от позиции премьер-министра Турции. Если он останется приверженцем своего заявления, сделанного через несколько часов после подписания протоколов, а именно, что «они будут ратифицированы, только после выведения армянских вооруженных сил из оккупированных территорий Азербайджана», то вопрос ратификации затянется на неопределенное время. К вопросу о нератификации протоколов со стороны армянского парламента обращаться не имеет смысла. Парламент никак не отреагировал весной на решение, принятое Конституционным судом Армении с нарушением Конституции страны, которым было признано недействительным положение регламента, согласно которому депутату, являющемуся членом какой-нибудь парламентской фракции, обеспечивалось право принимать собственное решение. Невелико количество депутатов, которые, даже в критических для страны вопросах, проголосуют в соответствии с их убеждениями, а не под диктовку властей. Конечно, существует и другой, скорее теоретический, вариант. В условиях всенародного восстания 1988-91 годов, оказалось возможным изменить даже характер голосования парламента советской Армении. Однако в условиях повсеместной информационной блокады и подтасовки фактов, подобное проявления отношения к протоколам еще не созрело.
 
- Существует ли внутренний резерв предотвращения принятия армяно-турецкого протокола? Насколько оппозиционное поле способно сплотиться и пресечь принятие этого документа?
- Можно говорить о двух видах внутреннего резерва, политическом и общественном.  Политические резервы крайне скудны как для оппозиции, так и для властей. В стране не только не состоялась многопартийная система, но она была извращена в своем зачатке. Здесь таится наибольшая для Армении угроза. Не случайно, власти, для воплощения своих представлений, борются не политическими методами, а установлением  тотального контроля над телеэфиром, применяют известные советские методы пропаганды, не брезгуют грубой и примитивной торговлей, подтасовкой фактов, подлогами и так далее. Существует очень простое правило, которое власти Армении и оппозиция не хотят понимать, а именно, что они являются неразделимыми частями одной и той же многопартийной системы и обладают теми же пороками. Следовательно, у оппозиции тоже нет политических ресурсов, тем более, что она даже в том вопросе разобщена. Остается только резерв общественности, проявление которого сегодня неудовлетворительно по вышеуказанным причинам. Однако власти очень ошибутся, если воспримут это за проявление доброжелательного отношения к их внешней политике, поскольку с течением времени проявления недовольства будут все время углубляться.
 
- На Ваш взгляд, в свете требований Турции открыть границы лишь в случае вывода армянских вооруженных сил с освобожденных территорий Арцаха, будет ли решена проблема НК в ускоренном режиме? И насколько оно будет  благоприятным для Армении?
- Армения допускает грубую ошибку, ведя переговорный процесс по урегулированию Карабахского конфликта, вместо Нагорно-Карабахской Республики. Это грубое нарушение международного права. Более того, Армения этим обесценивает заявления, согласно которым проблема должна быть решена на основе права нации на самоопределение, поскольку статус самоопределяющегося, согласно этому праву, Нагорного Карабаха, должен определяться только в соответствии с волей народа Нагорного Карабаха. Причем, если по этому вопросу будет проведен новый референдум, то это будет огромной уступкой со стороны Нагорно-Карабахской Республики, поскольку референдум 1991-го года был проведен безупречно.
Заменив в переговорах представителей НКР, Армения не только значительно вредит процессу урегулирования, но и ослабляет свои позиции в армяно-турецких отношениях, в результате чего Турция прибегает к спекуляции, требуя вывода армянских войск. Этот вопрос не касается ни Турции, ни Армении, он является одним из компонентов проблемы самоопределения народа Нагорного Карабаха.
 
- В свое время много поговаривали о возможном создании новой партии при  непосредственном Вашем  участии, которая станет оппозиционным нынешним властям. Насколько правдоподобны были такие слухи, и есть ли у Вас намерение в дальнейшем создавать новую политическую силу или примкнуть к какой либо партии?
- Сегодня для меня наиболее важным является решение обеих проблем, судьбоносных для нашего народа и будущего наших двух стран. Сейчас для многих стали видимыми опасности этих процессов, хотя они были видны еще год назад. За этот промежуток времени я опубликовал 7 статей и книгу, которые выявили как сущность процесса, его опасности, так и ошибки властей Армении. Что касается возможной партийной деятельности, то партии являются всего лишь средством для решения задач. Как я уже отметил в ответах на предыдущие вопросы, к сожалению, многопартийная система в Армении извращена. Политические взаимоотношения заменены прямолинейной групповой торговлей, растаптывающей как Конституцию страны, так и ее законы. Не стоит создавать партию всего лишь для того, чтобы иметь несколько мест в парламенте и участвовать в этой торговле. Сегодня Армении нужны партии другого качества, поскольку именно состояние этой многопартийной системы и является в первую очередь основным источником наших ошибок, потерь и опасностей. Новые партии должны создаваться с учетом этого постулата. А для этого необходимы как люди, обладающие соответствующими знаниями и сноровкой, так и соответствующие средства. Когда эти условия будут, тогда можно будет говорить о целесообразности создания новой партии.
 
- Спасибо за интервью
Просмотров: 585 | Добавил: yerkramas | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Форма входа

Календарь новостей
«  Октябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Друзья сайта
АРДВИН И АРДВИНЦЫ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024Хостинг от uCoz

"Здание Отчизны не может быть воздвигнуто на скале ненависти к другим народам. Да, это так, но до скончания веков армяне не должны простить туркам. Даже если это кровожадное племя, ограбившее и убившее половину нашего безоружного народа, в один прекрасный день превратится в горсть бесславного пепла, даже этот пепел надо призвать к суду, даже если это будет в Судный день".

Гарегин НЖДЕ