И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н Ы Й    Ц Е Н Т Р    Г А З Е Т Ы    А Р М Я Н    Р О С С И И


Главная "Е Р К Р А М А С" Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSПятница, 22.11.2024, 02:09
Меню сайта

Разделы новостей
РЕ-акция [15]
Диаспора [649]
Видео [21]
Армяне на госслужбе в регионах России [7]
Наши пресс-конференции [43]
Сбор подписей под Обращением против армяно-турецких протоколов [12]
МЫ ПРОТИВ ПРОТОКОЛОВ [116]

Current Position



Главная » 2009 » Июль » 20 » СУЩЕСТВУЕТ ЛИ МЕГРЕЛЬСКАЯ ПРОБЛЕМА ?
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ МЕГРЕЛЬСКАЯ ПРОБЛЕМА ?
09:29
Наряду с экономическими, имеются и политические способы нанесения ущерба грузинской государственности. Представляет интерес проведение Россией определенной политики в регионах Грузии. В этой связи большой интерес представляет провинция Мегрелия. Мегрельское население в тех районах, которые традиционно относятся к Мегрелии, составляет 435 тысяч человек, кроме того, до 50 – 60 тысяч мегрелов проживает в Абхазии и до 200 тысяч - в различных городах Грузии, главным образом в Тбилиси, а также в Батуми и Кутаиси, в некоторых городках и селах Имеретии. Мегрелы тесно интегрированы в администрацию и, вообще, в грузинское общество, занимают важные позиции в Тбилиси. Вместе с тем, имеют место довольно нелицеприятные отношения между мегрелами и другими картвельскими племенами, например кахетинцами, аджарцами и сванами. По свидетельству грузинских авторов, мегрелы испытывают не меньший дискомфорт в общении с грузинами, чем представители других некартвельских этносов. Примеров можно привести много, но удовлетворимся одним: совместить в одном войсковом подразделении молодых людей из Менгрельско-верхнесванетского края (губернии) с военнообязанными Кахетинского края (губернии) — значит получить вспышку межнациональной розни, и грузинское военное ведомство избегает такого совмещения.  
Президент и его команда делают все для того, чтобы раздробить общество на противостоящие политические и этнические группировки. Грузинский политолог Джаба Девдариани считает: «Грузинские власти опасаются, что растущая напряженность в сепаратистском регионе Абхазии может распространиться на соседние регионы Самегрело и Имерети, где Тбилиси уже предпринимает меры для наведения порядка. По словам экспертов, ситуация свидетельствует о чрезвычайной слабости региональных  институтов власти в Грузии.» «С точки зрения руководства администрации Саакашвили, Самегрело и Имерети – своего рода «сердце» Грузии. Поэтому укрепление политической инфраструктуры этих регионов очень важно для достижения главной цели центрального правительства – восстановления власти Тбилиси на всей грузинской территории, особенно, в сепаратистских регионах Абхазии и Южной Осетии. В 2006 году Саакашвили назначил своим личным представителем в Самегрело бывшего замминистра госбезопасности Гиги Угулаву. Это назначение состоялось на фоне ухудшения ситуации с безопасностью в регионе, долгое время служившем центром контрабанды горючего и сигарет из Абхазии. Угулава немедленно отдал распоряжение о проведении полицейских рейдов с тем, чтобы подорвать влияние преступных банд
«По мнению некоторых экспертов, использование Саакашвили представителей центральной власти для наведения порядка в провинциях следует рассматривать как временное решение. В Грузии сильно развит регионализм и местнические тенденции. И хотя открытая конфронтация маловероятна, всегда остается  возможность негласного саботажа действий столичной «золотой молодежи»», считают аналитики. Они добавляют, что перспективы установления стабильности в Самегрело и Имерети зависят от того, сможет ли Тбилиси провести реорганизацию в рядах местной бюрократии. Выбор президентом кандидатур Гецадзе и Угулавы для решения проблем в Имерети и Самегрело означает, что президент не испытывает доверия к главной базе своей политической поддержки - Национальному движению, и не рассматривает его как кузницу кадров для замещения ключевых постов в провинциях. Ни Угулава, ни Гецадзе не являются активными деятелями возглавляемого Саакашвили Национального движения» (30.VIII.2004  Eurasianet   http://www.eurasianet.org).
Этот сюжет весьма характерен для регионов Грузии, где, несомненно, есть определенный сепаратистский потенциал, но не так много реальных сил, чтобы осуществить, хотя бы частично, эти амбиции. Сепаратизм в Грузии нуждается в серьезной внешней поддержке, которой нет. От внешнего участия во многом зависят организованность на местах, финансовое и информационное обеспечение. При наличии в Грузии столь крупного этнического региона, как Самцхе-Джавахетия, а также Аджария, наибольшие ожидания в части сепаратизма имеются в Мегрелии. Между настроениями мегрелов, проживающих в Тбилиси и в Мегрелии, в действительности, нет большого различия. Все составляющие части мегрельского этноса во все исторические периоды рассматривали себя как этнос, который является одним из носителей общегрузинской государственности. Более того, в традиции мегрельской элиты, они имеют несомненные приоритеты в управлении и в политике Грузии. Наряду с этим, мегрелы считают, что эти их намерения на общегрузинской арене не противоречат требованиям создания автономии либо полного отделения от Грузии, если их политические амбиции не будут удовлетворены. Вот примерно, такая схема этнических амбиций актуальна в мегрельской среде.
Однако, в сравнении с тем положением, которое заняли мегрелы в период президентства З.Гамсахурдиа, любое другое положение воспринимается ими как ущербное. Ни нынешнее, ни будущее экономическое и социальное положение Грузии не может удовлетворить мегрелов, которые обладали весьма существенными доходами в советский период. На долю Мегрелии и мегрелов в Абхазии приходилось не менее 30% доходов от выращивания и реализации цитрусов. Определенные доходы приносила посредническая торговля, которой они активно занимались.
В настоящее время, проживая в России, мегрелы, практически не имеют никаких солидарных настроений с Грузией, как правило, подвергая критике грузинское руководство, причем, и в режиме внутренней дискуссии. Мегрелы считают, что политическое руководство Грузии проводит политику явной дискриминации мегрельского населения, относя их родину Мегрелию к провинциям «третьестепенного внимания». Мегрельская элита уверена, что, независимо от того, какая команда правит в Тбилиси, в отношении Мегрелии проводится политика вытеснения населения, искусственного сдерживания экономического развития. Проблема Абхазии в Мегрелии рассматривается как один из рычагов давления и манипулирования интересами мегрелов.
В настоящее время трагические события 1993 года в Абхазии в значительной мере пересматриваются в Мегрелии, и все более усиливается версия о том, что грузинское руководство имело намерения разжечь конфликт между мегрелами и абхазами и имело на этот счет совершенно иной сценарий, который был провален. Идея З.Гамсахурдиа о создании объединенного государства абхазов и мегрелов оказалась не просто реакцией на личные обиды, а отражением грузино-мегрельской конфронтации. После исчерпания надежд, связанных с политикой команды М. Саакашвили, в Мегрелии вновь активизировались группы, ориентированные на требования автономии. По имеющимся сведениям, на одном из заседаний Совета Безопасности Грузии осенью 2008 года было принято решение о мерах по предотвращению в Мегрелии сепаратистских настроений. В одном из рапортов офицеров ЦРУ, работающих в офисе ЦРУ в Тбилиси, содержится анализ ситуации в ряде регионов Грузии. В ходе подготовки данного рапорта происходил ряд консультаций с различными грузинскими экспертами, при этом, обращалось внимание на положение в Мегрелии, в том числе, на сепаратизм. Посол США в Грузии Джон Тефт первую свою поездку по стране совершил в Мегрелию, из чего сделал вывод о весьма нестабильной ситуации в этой провинции, отмечая явные признаки сепаратизма. Во время встречи политического советника посольства Германии с представителями общественности в Зугдиди отмечались вопросы, связанные с проблемами местного самоуправления, административной и экономической автономии.
По имеющимся сведениям, в Мегрелии существует некий неформальный парламент, включающий представителей различных мест, сел, городков, родов этого края. Данный парламент время от времени проводит встречи под различными предлогами, связанными с религиозными праздниками и местными обычаями. Недавно в городе Поти, который нельзя отнести к «классической Са-Мегрело», на общественном собрании обсуждались идеи относительно культурной, исторической и лингвистической принадлежности города к Мегрелии. К сожалению, мы не обладаем всей совокупностью фактов относительно сепаратистских настроений в Мегрелии, но они явно существуют в этой провинции.
В начале 2006 года, в период возрастания обеспокоенности в США процессами в Грузии, в «Институте Центральной Азии и Кавказа» при университете им. Дж. Хопкинса (Вашингтон) состоялся семинар на тему «Политические и социальные проблемы в провинциях Грузии». В семинаре приняли участие, по существу, все эксперты США из сферы кавказских исследований. На семинаре было отмечено, что Мегрелия содержит значительный сепаратистский потенциал. Отмечалось, что эта провинция может стать очагом острой дестабилизации обстановки в Грузии.
Несомненно то, что единственным возможным инициатором политического сепаратизма в Мегрелии является Россия. В российских СМИ эта тема время от времени муссируется, причем, совершенно не системно, видимо, в зависимости от различных ситуаций. Иногда эта тема поднимается на семинарах, которые организуются Институтом СНГ и связей с соотечественниками. Вместе с тем, Россия не проводила последовательной политики в отношении Мегрелии, что объясняется опасениями в возможных обвинениях. Между тем, Грузия не ограничивала себя в деятельности в направлении Чечни. Россия имела возможности инициировать серьезное сепаратистское движение в Мегрелии или же иное общественное движение центробежного свойства. Возникновение в Мегрелии значимого движения сепаратистского характера приведет к блокированию западного транспортного направления, еще более отдалит перспективу разблокирование сухумского направления для региона и, прежде всего, для Армении. В частности, может быть блокирован порт Поти. Мегрельская тема не может не быть в фокусе внимания России, и в нынешней ситуации есть ожидания актуализации этой проблемы.
В настоящее время мегрельские этнические общественные организации не только разобщены, но и враждуют между собой, представляют небольшие группы количеством до несколько десятков человек. Попытки мегрельских интеллигентов в Зугдиди и в Москве создать более-менее значимую организацию не увенчались успехом. Это во многом обусловлено тем, что в Мегрелии сложилась обстановка страха и социального террора. В Мегрелии, как и в Самцхе-Джавахетии, усилены службы государственной безопасности, осуществляется контроль в отношении возможных контактов с абхазскими и российскими властями. Поэтому любые попытки создания общественных организаций связаны с репрессивными действиями грузинских властей. Тем не менее, это возможно, если к данным задачам приобщат группы предпринимателей и представителей интеллигенции, проживающих в России. Кроме того, проводится работа с мегрелами, проживающими в Галльском районе Абхазии. Нужно иметь в виду, что это длительная, многошаговая деятельность, направленная на возрождение мегрельского национального и политического самосознания. В этих целях, Россия совместно с Абхазией рассматривают возможность воссоздания институциональных элементов, а также соответствующих учреждений мегрельской культуры. Предлагается решить следующие задачи: создание мегрельского алфавита и мегрельской литературы, в том числе общественно-политической; создание всей вертикали образования и образовательных учреждений для мегрелов, хотя бы в гуманитарной сфере; создание многофункционального, регионообразующего центра в Мегрелии, возможно, в Галльском районе Абхазии; убедить абхазское руководство предоставить мегрельскому населению в Абхазии самоуправление, в том числе, культурную автономию; организовать в Москве центр мегрельской культуры и общественно-политической жизни; предоставить мегрельскому населению Абхазии благоприятные экономические условия, включить его в систему социального обеспечения, медицинского обслуживания и гарантий неприкосновенности собственности; интегрировать население Мегрелии в социально-культурное, экономическое и правовое «поле» той реальности, которая может быть создана в Галльском районе Абхазии; отстаивание прав мегрельского населения на международной арене в рамках деятельности правозащитных организаций, которые должны носить широкий характер, активно выступать на международной арене и играть на «поле» Западных организаций и структур такого рода; учитывая своеобразие мегрельских фамилий, можно допустить селективный подход в осуществлении визового режима в отношении граждан Грузии; организация сильного рычага воздействия на ситуацию в Мегрелии и на всю Грузию в форме местного радио и телевещания на мегрельском языке; видимо, имеется в виду, что со временем, реализуя эти задачи, необходимо демонстрировать и сравнивать «две Мегрелии» - грузинскую и российскую, расположенную на правом берегу Ингури. Данные идеи довольно активно разработаны в рамках непубличных дискуссий в различных исследовательских структурах в Москве.
Грузинский политолог мегрельского происхождения Александр Чачиа считает, что, «прежде, чем организовать и внедрить в мегрельскую среду ряд политических идей, направленных против интересов Грузии, сначала нужно создать мегрельскую нацию, которая утратила многие этнические признаки в советский период». Однако, Александр Чачиа не скрывает своей пророссийской ориентации и левых взглядов, как известно, он когда-то возглавлял избирательный штаб лидера грузинский коммунистов Д. Патиашвили, претендовавшего на пост президента. Вместе с тем, идея мегрельской самостийности не ограничена некими пророссийскими кругами, а все больше пропагандируется людьми «новой формации», ориентирующимися на США и ЕвроСоюз. Данные, более молодые и образованные люди, считают, что они гораздо реалистичнее рассматривают возможность отстаивания прав мегрелов. По их представлениям, отделение Мегрелии от Грузии не только не реально, но и представляется совершенно деструктивным. По их мнению, речь может идти о предоставлении Мегрелии территориально-административной автономии. Нужно иметь в виду, что население Западной Грузии, прежде всего, мегрелы гораздо более пассионарны, нежели жители, например, Кахетии, видимо, переживающие спад социально-политической активности. Мегрелы, в значительной мере, интегрированы в грузинскую нацию и занимают ведущие позиции в политике, культуре и экономике. Их политические амбиции как этноса, видимо заключаются в недовольстве тем, что Грузия не состоянии решить социально-экономические проблемы их «малой родины». К этому, так или иначе, добавляются претензии по поводу утраты «национального очага» в Абхазии, где ареалом расселения мегрелов являлась, по существу, вся территория республики. Многие мегрелы считают, что деятельность грузинских политиков привела к утрате ими важнейшего пространства расселения и жизнедеятельности этого народа. Так или иначе, мегрельская проблема, как политическая, конечно же, существует, и это остается в поле зрения грузинского политического руководства и грузинского общества.
 
ИГОРЬ МУРАДЯН, «ИРАВУНК ДЕ-ФАКТО»
Просмотров: 834 | Добавил: yerkramas | Рейтинг: 1.0/3 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Форма входа

Календарь новостей
«  Июль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Друзья сайта
АРДВИН И АРДВИНЦЫ
Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024Хостинг от uCoz

"Здание Отчизны не может быть воздвигнуто на скале ненависти к другим народам. Да, это так, но до скончания веков армяне не должны простить туркам. Даже если это кровожадное племя, ограбившее и убившее половину нашего безоружного народа, в один прекрасный день превратится в горсть бесславного пепла, даже этот пепел надо призвать к суду, даже если это будет в Судный день".

Гарегин НЖДЕ